Спасите наши легкие: как губят жизни и здоровья жителям Переяславщины наглые живодеры
|До настоящего экологического ЅОЅу вопят в селе Великая Каратуль, что на Переяславщине. Причина невыносимой ситуации — звероферма по выращиванию норок, которую семь лет назад фирма «Викинг» начала эксплуатировать в непосредственной близости от жилых домов села…
Как за семилетку сделать немилою малую родину?
Когда летом водитель машины будет проезжать по трассе Киев-Харьков на участке дороги, расположенной возле Большой Каратулі, не трудно предсказать, что он невольно плотно прикроет окошко своего автомобиля, чтобы букет миазмов в воздухе не заполнил его салон. Но что тому водителю? Прошло дискомфортный островок экологической опасности – снова открывай окно – наслаждайся чистым кислородом!
Другое дело – жители вышеупомянутого села на Переясловщині, где свежий воздух – в дефиците. К тому же здания, возведенные с деда-прадеда, на колеса не поставишь, чтобы переехать туда, где меньше вонь. Кроме того, учитывая санитарно-экологическую ситуацию в селе местная недвижимость резко упала в цене. Казалось, не так уж далеко до Киева, но кто купит дом в таком неблагоприятном для жизни, работы и отдыха месте?
Особенно тяжело людям, которые страдают от легочных болезней, или чувствительны на аллергены разного толка. С годами положение людей, особенно в теплое время года (фактически с апреля по ноябрь) стало невыносимым. Теперь уже киевляне не привозят детей летом к бабушке, поскольку не только опасаются за здоровье своих близких, но и не хотят им портить праздник каникул.
Кстати, о праздниках. Как рассказал нам местный житель Виктор: «В сентябре на храмовый праздник к Великой Каратулі всегда приезжало много родственников на два-три дня. Сейчас количество посетителей значительно сократилось, а те, кто приезжает – задерживаются в селе не более чем на два-три часа…»
Эта привлекательная, но опасная норка…
Как известно ранее на отечественных зверофермах удерживали песцов и лис, но через изменение моды , спрос и экономическую целесообразность практически все из четырех десятков звероферм, существующих в стране перешли на выращивание норок.
Несколько подобных специализированных ферм находится на Киевщине, а две — непосредственно в Переяслав-Хмельницком районе в селе Ковалин и в селе Великая Каратуль,
Для читателей видимо стоит напомнить историю становления мехового бизнеса в этой местности. Еще за советских времен (чуть ли не с начала 60-х) была в районе звероферма, возведенная в селе силами местной райпотребсоюза, но она с самого начала была по разработанному проекту расположена в лесу, далеко от жилых домов.
Здесь большая доля вредных выбросов (аммиак, сульфаты) , что испаряется, а частично розсіюваються, частично нейтрализуются, потому что поглощаются деревьями. Поэтому сейчас у местных жителей нет никаких существенных претензий к этой участка мехового производства, которое дает заработок людям, налоги в бюджет и почти не влияет на их самочувствие.
Совсем другая ситуация с новыми корпусами зверофермы, которая стала функционировать с 2012-го года в непосредственной близости от жилых домов села.
И хотя предполагалось, что расстояние от фермы до домов должно быть не меньше, чем 325 метров, первые частные дома расположены в экологически опасного производства буквально через дорогу, то есть на расстоянии нескольких десятков метров!
Поэтому-то так и ощутимы все испарения от навозохранилищ для местных жителей. Ситуация осложняется еще и тем, что ферма находится на севере от деревни, а движение грунтовых вод на наших географических широтах осуществляется в основном с севера на юг. Поэтому опасность для людей растворена не только в воздухе, но и постепенно подступает снизу – от воды, которую они потребляют из колодцев.
Загрязнение почвы, подземных вод и водоемов – это, так сказать — мина замедленного действия, хотя уже сейчас значительное количество земляков отдает предпочтение бутилированной воде из магазина.
Настоящая же повседневная оружие быстрого реагирования — то испорченное в округе воздух. Неприятные миазмы по розе ветров распространяют запах падали постоянно, а к антиутопии «Продавец воздуха» фантаста Беляева человечество еще не дожило. Впрочем, иногда кажется, что с такими темпами загрязнения окружающей среды, это – уже и не такая далекая перспектива…
Однако беспокойство людей усилен еще и тем фактом, что руководство «Викингу» вместо того, чтобы сокращать производство, пытается его расширить и никогда не скрывала этого.
Еще в начале своего строительства норковое предприятие должно подписать договор о сотрудничестве с сельским советом. В нем были два пункта. Первый – это денежная помощь бюджета села, а второй о постепенном расширении фермы. Последнее должно увеличить количество норок вдвое, соответственно выбросов стало бы больше. Именно поэтому местные запротестовали против этого, и договор не подписали.
Впрочем, даже без договора «Викинг» расширяет плотность содержание норок. Во время проведения осмотра спутниковых аэрофотоснимков местности 14.09.2011, 01.07.2014 и, 19.08.2017 через картографический интернет сервис карты Google (Google Earth Pro) установлен и динамику роста производства: на первую дату на ферме находилось 30 шедов (ангар с клетками для животных), на вторую их здесь уже находилось — 95 шедов, а позапрошлого лета зафиксировано уже 103.
Как известно, Всемирный банк отнес производство меха в пятерку худших с точки зрения загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами, потому что в его процессе используется химия. То стоит эту объективную общемировую тенденцию дополнять еще и местными отраслевыми безобразиями?
Почему здоровье земляков стало заложником чужих прибылей?
Нельзя сказать, что крестьяне змірилися с положением вещей и со своей незавидной судьбой. Экологи, общественность, СМИ и правозащитники разбирались над вопросом, вынесенным в подзаголовок раздела этого материала, после того, как некоторые смельчаки начали бить тревогу и начали писать в различные инстанции.
В конце прошлого года экологи и местные активисты провели в УНИАН специальную пресс-конференцию, где рассказали журналистам о «невыносимую тяжесть здешнего бытия».
Контролировать деятельность норковых ферм в Украине достаточно сложно из-за того, что старые экологические нормы были отменены, а новые еще не введены.
Экологи и активисты призвали власти ввести новые экологические нормы деятельности норковых ферм, поскольку такие предприятия очень загрязняют окружающую среду, а также животных на фермах содержат в жестоких условиях.
Об этом директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко заявил на пресс-конференции в УНИАН на тему: «Норковое хозяйство убивает не только животных, но и людей и экологию страны». По его словам, норковые фермы переносят в Украину из стран ЕС за то, что эти фермы чрезвычайно загрязняют окружающую среду. «По сути, к нам завозят «грязные» производства, которые в «чистенькой» Европе не нужны. Украина не должна забирать к себе дерьмо из Европы», — сказал Борейко.
Также он добавил, что контролировать такие производства достаточно сложно из-за того, что старые экологические нормы были отменены, а новые еще не введены.
«В то же время начальник Управления государственного надзора за соблюдением санитарного законодательства Главного управления Держпродспоживслужби в Киевской области Арзу Акберов на примере норковой фермы «Викинг» сообщил о нарушении предпринимателями санитарных норм.: «Есть нарушения по санитарно-защитной зоне. Согласно нашему заключению, увеличено количество животных, и эта зона уже не выдержана, и поэтому нужно, чтобы предприятие увеличило санитарную зону и установило технологии по уменьшению выбросов», — сказал Акберов.
В пресс-конференции также приняли Иван Проданик, адвокат АО «Правовая и экономическая безопасность» и Капитолина Шевченко, жительница с.Ковалин Переяслав-Хмельницкий района, которая пострадала от норковых ферм.
Одновременно тогда в районе побывала съемочная группа проекта «СтопКор», которая пыталась тщательно изучить ситуацию на месте. По случаю появления тележурналистов в местном клубе даже произошло своеобразное экологическое вече, где большинство убедила представителей СМИ, что звероферма им не мешает.
Контраст между многочисленными жалобами в различные органы власти и тогдашним заверениям, что «все в порядке» был достаточно очевиден…Но впоследствии выяснилось, что причиной подобного «одобрямса» стал контингент присутствующих: почти все они были работниками фермы и их организованно подвезли на автобусе, оторвав на несколько часов от работы.
Тогда руководитель фермы «Викинг». Господин Сергей Ховайло заверил журналистов, что у них есть все разрешения, экологические нормы они не нарушают, а удостовериться в этом мы можем в любое время: «Мы работаем в правовом поле, все открыто, прозрачно.
Однако , как отметил в разговоре с нами участник декабрьской пресс-конференции адвокат Иван Проданик, — «Институтом общественного здоровья им. Марзеева было зафиксировано превышение содержания метил меркаптана — газа, который опасен при вдыхании, проглатывании, попадании на кожу
В пределах жилой застройки села его содержание в воздухе был зафиксирован на уровне от 1.5 до 4.5 раз превышало предел допустимой концентрации. Это — колоссальная доза, которая в будущем будем иметь влияние на здоровье людей.
Как известно, несколько лет подряд (с 2011 по 2014 годы) в стране функционировала специализированная экологическая прокуратура, но в связи с реформой органов прокуратуры в октябре 2014 года Верховная Рада внесла изменения в законодательство , которым ликвидировали специализированные подразделения прокуратуры.
«Кто вообще в стране сейчас занимается охраной окружающей среды?» – спросили мы у него. — «Конечно, профильное ведомство — Министерство экологии и природных ресурсов Украины, которому подчинено Государственное агентство водных ресурсов Украины и Государственная экологическая инспекция Украины. Также есть Держпродспоживслужба Украины, которая занимается санитарно-эпидемиологической проблематикой, На всех них лежит ответственность за состояние экологической безопасности людей, в том числе и деятельность предприятий – субъектов предпринимательства . Собственно поэтому им и предоставлены контролирующие полномочия и инструментарий в виде инспекционных проверок и проведения экспертиз с привлечением научных учреждений»,- ответил эксперт по экологическому праву.
Выяснилось, что защитниками природы и прав человека в настоящее время разработана многоступенчатая стратегия защиты людей, которые обратились к ним, которая включает в себя и представление их интересов в суде. Видимо там будет не один иск в суд.
Кроме того правозащитники будут пытаться заставить руководство предприятия-забрудника модернизировать производство, чтобы минимизировать вред экологии и здоровью своих клиентов. Если ситуация не улучшится, вполне возможно, что будут осуществляться усилия даже в направлении закрытия опасного производства.
«На первом этапе мы будем поддерживать административном внедрения в деле решения административных органов, которые дали согласие на начало производства в его нынешнем виде, в частности относительно отмены решения санитарно-эпидемиологической экспертизы о устройству границ санитарной зоны»,- добавил адвокат.
Также он напомнил, что 236-ю статью Уголовного Кодекса относительно нарушений правил экологической безопасности еще никто не отменял.
Цитируем текст: «Нарушение порядка проведения экологической экспертизы, правил экологической безопасности во время проектирования, размещения, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и ликвидации предприятий, сооружений, передвижных средств и других объектов, если это повлекло гибель людей, экологическое загрязнение значительных территорий или другие тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет» .
Также в сети в реестре уголовных производств №12018110100002145, внесенного в Единый реестр досудебных расследований 12.10.2018 можно прочитать довольно просторный по объему текст , где тщательно перечислены все экологические нарушения в селе со стороны руководства «Викингу» названы настоящие бенефицианты производства (хотя учредителем юридического лица считается британский «КОНКВАЙЄР ИНВЕСТ», а двое учредителей зарегистрированы в Донецке, а один — в Ивано-Франковске. Все они – явно подставные лица, а реальным владельцем называют директора Департамента контрактов №1 «Спецтехноэкспорта» Дениса Панасенко – дельца со «знаменитого» концерна «Укроборонпорм»), а также констатировались факты несоблюдения норм и стандартов содержания животных.
В частности, приводится факт, что на начало октября прошлого года, общее количество поголовья норок в ООО «НФ» Викинг» составила 191 071 голов норки, что более чем на 40 тысяч годовой программы поголовье, предусмотренной заключением государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы №05.03.02-07/119173 от 04.12.2012.
Вскоре (а конкретнее — 15 апреля) на «Викинг» ждет плановая проверка со стороны представителей Государственной экологической инспекции Украины, Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям и Госслужбы по вопросам труда.
Поэтому интрига заключается еще и в том: сумеют ли бизнесмены «Викингу» выйти сухими из воды под шквалом общественного и государственного контроля и судебных решений и наоборот — насколько наши контролирующие органы сумеют проявить принципиальность и непредвзятость – как от соблазн материального поощрения так и от телефонного права и рекомендаций «спустить дело на тормозах»
Экономика или экология и гуманность: что важнее на весах будущего?
Директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко во время уже упомянутой встречи с журналистами констатировал: «Норковое хозяйство убивает не только животных, но и людей и экологию страны». По его словам, норковые фермы переносят в Украину из стран ЕС за то, что эти фермы чрезвычайно загрязняют окружающую среду. «По сути, к нам завозят «грязные» производства, которые в «чистенькой» Европе не нужны. Украина не должна забирать к себе дерьмо из Европы», — сказал тогда эколог.
Зато представители специализированных ассоциаций наоборот утверждают , что львиная доля фабриката – шкурки норки попадают в Европу, где их обрабатывают до соответствующей кондиции и последний процесс в экологическом смысле — значительно более грязнее.
Впрочем, очевидно, что зато экспорт сырья, а не готовой продукции в страны ЕС – не содержит в себе высокой добавленной стоимости…
На пресс-конференции в УНИАН, а также в уже упомянутых следственных материалах Бориспольского суда констатируется, что кроме экологической опасности от деятельности ООО «Норковая ферма «Викинг» последняя еще и негуманно обращается с животными: «Они находятся в условиях, не соответствующих их биологическим и видовым особенностям. Кроме того, процесс выделки шкур норки связанный с их массовым забоем, который начинается с лишения жизни животных в газовых камерах через удушение, после чего происходит снятие шкуры в некоторых случаях с еще притомної норки».
Следует отметить, что на Западе фактора гуманного согласования с животными уделяют значительно больше внимания, чем даже вопросом экологии.
Между тем, некоторые отечественные законодатели предлагают с 1 января 2025 году полностью запретить выращивание в Украине животных с целью получения меха. 7 февраля группа депутатов, среди которых Мустафа Найем, Елена Шкрум, Юрий Береза, Александр Кирш и другие, зарегистрировали в парламенте соответствующий законопроект №10019.
Представляя этот проект закона, его инициаторы отметили, что «14 стран Европы уже полностью запретили производство, другие страны — ограничивают его, третьи пошли по хитрому пути — ввели такие условия содержания животных, что ни одна ферма не может выполнить. И за то, что такие фермы запрещены в Европе, они перемещаются в Украине. Наш законопроект остановит этот процесс ».
Александр Дикий, президент Ассоциации звіроводів Украины назвал инициаторов законопроекта грантовыми лоббистами и выразил уверенность, что этот законопроект никто даже рассматривать не будет.
Производители меха отказ многих европейцев от его производства и приобретения называют прихотью богатого общества, А у нас — ситуация-совсем другая. Как говорится, — «Не до жиру — быть бы живу!»
Возможно оно и так, но дурной пример-заразителен. Если мода на игнорирование меха дойдет и до нас, то бизнесменам может лучше уже сейчас стоит присматриваться к более перспективным и менее «токсичных» видов производства?
Очевидно и то, что пока зверофермы у нас не запрещены, власти, бизнесу и обществу необходимо сделать все возможное, чтобы существенно сократить экологические минусы от этого неоднозначного производства. По крайней мере, навести хотя бы порядок и в сфере земельных отношений, чтобы выделять ее для подобного вида бизнеса места – подальше от места жительства людей, а не там, где это выгодно его распорядителям.
Александр Воронин, «Моя Киевщина»