«Руби Роз Агрикол»: как российские деньги превратили успешное предприятие на металлолом

Киевская область всегда была мощным аграрным краем. Наряду с этим, достаточно развитой здесь является отрасль животноводства – два мощных предприятия «мироновский хлебопродукт» и «Агромарс» тому яркое подтверждение. Некоторое время конкуренцию им составляло предприятие «Руби Роз Агрикол» из села Морозовка Барышевского района и которое занималось производством курятины. Сейчас производство свернуто, а завод фактически вырезан на металлолом. Как так произошло, рассказывает «Моя Киевщина»

История местной птицефабрики тянется еще с 60-х годов прошлого века. Оно было бюджетообразующим предприятием Морозовку: на своем балансе оно удерживало социальные и культурные объекты села. Речь идет о недостроенный дом культуры, а также стадион, который сейчас выглядит как «Донбасс-арена» — поросший травой, со сломанными трибунами. Со времен расцвета птицефабрики в селе действует рабочее поселение с 14 многоквартирных домов. Все эти объекты до сих пор находятся на балансе предприятия, но не обслуживаются, потому птицефабрика фактически уничтожена.

В 1997 году КСП «Морозовское» было доведено до банкротства. Схема была типичной: в условиях гиперинфляции 90-х годов предприятию не хватало оборотных средств. Кредит банки давали под имущественный залог. Поэтому, чтобы получить кредит, КСП «Морозовское» заложило все свое имущество, включая жилые дома и детский сад. Когда взятый в банке кредит не был возвращен, одно из предприятий-кредиторов подало в суд иск о банкротстве. Фабрика была признана банкротом, после чего ликвидационная комиссия в 1999 году продала ее имущество на аукционе за 1 млн. грн. (Заметим, что в преддверии банкротства имущество КСП «Морозовское» была оценена в 52 млн. грн. Таким образом, имущество птицефабрики было продано всего лишь за 2% от номинальной стоимости, не говоря уже о его рыночную стоимость).

Новым владельцем птицефабрики стало зарегистрированное в Барышевском районе ООО «Руби Роз Агрикол Ко ЛТД» (которое, судя по названию, является филиалом транснациональной компании). Новые хозяева не стали до конца уничтожать фабрику. Они ее реконструировали, после чего начался процесс возрождения производства. За счет применения новых, более производительных технологий производство птицы на двух расположенных в Морозовке площадках было увеличено до 14 млн. голов. Если в страшные времена банкротства на фабрике осталось не больше 100 человек, то с приходом иностранного инвестора на Морозовській птицефабрике работало около 1 тысячи человек.

Хотя птицефабрика является, по сути, промышленным предприятием, по действующему в Украине законодательству она считается сельскохозяйственным предприятием. И это в нашем случае сыграло серьезную роль. Статус сельхозпредприятия позволял «Руби Роз Агрикол» вместо множества налогов платить фиксированный сельскохозяйственный налог, ставка которого зависит от количества пашни. В распоряжении «Руби Роз Агрикол» находится 90 га пашни, за которые предприятие платило аж 180 грн. на год. из всех 90 га! И никакого тебе налога на прибыль…

Одновременно переход на фиксированный сельхозналог освобождал от уплаты транспортного налога. У птицефабрики есть большой автопарк — примерно 250-300 машин, в том числе и большегрузный транспорт. Этот налог составил бы как минимум 300 тыс. грн. на год. Но ничего этого предприятие не платит. Причем, заметим, совершенно законно.

В 1999 году объекты соцкультбыта продавали за бесценок. Так, двухэтажное общежитие с помещением сельсовета продали за 21 тыс. грн. (За аренду помещения сельсовета до сих пор платят «Руби Роз Агрикол» соответствующую арендную плату). Детский сад площадью 1500 кв. м., рассчитан на 140 детей, продали за 23 тыс. грн. Стадион, построенный методом народной стройки (то есть без зарплаты), расположен в центре поселка, площадью 3,5 га продали за 1700 грн. Недостроенный Дом культуры (43% готовности), сметная стоимость которого была 1 млн. советских рублей, был продан за 17 тыс. грн. Теперь все это (вплоть до помещения сельсовета) принадлежит «Руби Роз Агрикол».

На сегодняшний день Морозовка осталась без средств жизнеобеспечения — котельной, очистных сооружений, водозабора. Они стали частной собственностью «Руби Роз Агрикол». Жители села от это не выиграли. Поскольку содержание жилого поселка — дело хлопотное и прибыли не приносит, в 1999 году новый владелец птицефабрики прежде всего перерезал теплотрассу, которая идет от фабричной котельной до поселка. Два года жители Морозовку, что живут в многоэтажных домах, дети в садике и школе грелись, как могли. Впоследствии две трети жителей не от хорошей жизни установили в своих квартирах автономное отопление. Треть семей и по сей день живет без отопления, обігріваючись калориферами, плитами и другими приспособлениями. В амбулатории установили систему автономного электроотопления, на что сельсовет потратила немалые деньги. Школу обогревала передвижная котельная-вагончик. Сейчас все коммуникации предприятие сдает селу аренду.

Появление новых хозяев в Морозовской птицефабрики породила еще одну проблему, которая рискует стать бомбой замедленного действия. Речь идет о проблеме земли.

Когда в 1994 году образовалось КСП «Морозовское», сельсовет передала ему землю в коллективное пользование, издав соответствующий государственный акт. После банкротства КСП его имущество продали. Но в судебных решениях о ней речь не шла. Поэтому даже несмотря на банкротство КСП его члены должны были получить свой земельный пай. Но землю люди не получили.

Эту землю сельсовет в нарушение существующих законов, которые не ликвидировав государственный первичный акт, отдала «Руби Роз Агрикол». В результате на одну и ту же участок земли сегодня существует два акта и два владельца.

Все это, наверное, делалось не без помощи чиновников сверху, которые подыгрывали в земельном вопросе новому владельцу птицефабрики. Чтобы не дать распаевать землю между членами КСП, районный земельный отдел поступил очень оригинально: отнес пашню к землям общего пользования, что противоречит даже элементарной логике.

Это все было во времена функционирования птицефабрики. Сейчас «Руби Роз» не работает – свою фактическую деятельность в Морозовке предприятие прекратило в 2013 году. Она имеет некоторые мощности в нескольких деревнях рядом.

Проблемы у нее начались еще в 2010 году – тогда прибыль компании составила 70 млн гривен, при такой же сумме убытков. Интересно, что право собственности на фабрику «Руби Роз» сохраняет до сих пор, а по реестрам Минюста она значится как работающая и такая, что не находится в процессе ликвидации или банкротства. Однако самой фабрики по факту уже нет – владелец попросту вырезал когда-то мощное предприятие на металлолом. Культурные объекты никто не поддерживает – стадион разрушается и только недавно местные жители общими силами сделали небольшой ремонт.

Люди вынуждены ездить на работу в Киев, или в другие города, потому что здесь работы нет. Сельский совет до сих пор вынуждена снимать помещение, потому что своего у нее нет. Что же касается владельцев «Руби Роз», то конечным бенефициарным владельцем значится Эль-Бадауі Хуссейн Мохамад Хуссейн. Этот ливанский бизнесмен, согласно реестрам Минюста, центральный офис держит в Москве. То есть, по факту речь идет о том, что в Украине российский капитал завел целое село в арендный плен.

Николай Тицкий, «Моя Киевщина»