Председатель Киевской ОГА Александр Терещук: Противникам децентрализации могу сказать одно – откройте глаза и посмотрите на нынешние бюджеты ОТГ
|О проблемах в области, ситуацию с децентрализацией, а также о том, какой является задача местной власти во время президентских выборов «Моя Киевщина» пообщалась с председателем Киевской облгосадминистрации Александром Терещуком
— Александр Дмитриевич, каково Ваше впечатление от первых месяцев работы на Киевщине?
— Впечатление хорошее. Работы много, есть над чем работать. Хочется, чтобы жители области почувствовали, что власть работает, власть с ними. Вместе мы идем вперед. И это не высокопарные слова.
К сожалению, в области есть много проблем, которые приходится решать. Когда я пришел, отсутствовали даже номинации на отопление определенных районов, домов. Например, в Коцюбинском не был решен данный вопрос. Но сейчас это уже в прошлом. С уборкой дорог в зимний период также были проблемы – не было ни песка, ни соли, ни бензина. Но сегодня в Киевской области никто мне не скажет: «Терещук, ты не должным образом организовал работу». Жители должны чувствовать, что власть есть, власть работает и наводит порядок. Это моя основная задача.
— Сейчас активно обсуждается то, что в области ежегодно проблемы с программами развития. Как Вы это прокомментируете? И сталкивались ли Вы с этим, когда работали в других областях?
— Да. Я даже готовил такие программы, когда работал в правоохранительных органах, и регулировал их выполнения. Докладываю: все программы готовы и уже поданы в областной совет. При их подготовке я руководствовался принципом – не сидеть в кабинете и не принимать какую-то информацию из третьих рук. Очень много есть тех, кто готовит программы под себя, а я их готовил под жителей области.
Я выезжал, фактически, во все районы, за исключением некоторых, которые еще планирую поехать в ближайшее время. Но я все равно направлял туда заместителей. Таким образом я изучал проблемы, определяя самые актуальные. Например, если это Рокитнянский район, и я вижу собственными глазами, что крыша школы течет, через что половину здания было закрыто, то я четко сказал, что эта школа будет сделана. Если брать Белую Церковь, то там я посетил вторую детскую больницу и убедился, что там нужны средства деткам, которые рождаются недоношенными. И выделил деньги на эту программу.
Некоторые могут жаловаться, что куда-то выделено больше средств, а куда меньше. Но на это влияет ряд факторов. Например, в прошлом году было начато строительство определенных объектов и их надо завершить, и на это нужны средства.
Тем не менее, проблемы каждого региона должны учитываться. Недавно мы выезжали в Тетиев. Три часа общения с обществом – на встрече, кстати, собралось более 600 человек. Все рассказывали о проблемах, их видение. В результате мной было принято решение выделить средства на ремонт детского сада «Ласточка», на утепление одной из школ, а также ремонт одной из дорог.
Сейчас буду ехать в те районы области, где еще не успел побывать. А дальше – объезжать районы по второму кругу. Ведь передо мной были поставлены определенные задачи и я должен отчитаться об их выполнении.
Я должен посмотреть, есть ли сдвиги на местах. Хотя знаю: они, бесспорно, есть! Например, в Переяслав-Хмельницком, Яготинском районах где-то на 70-85% поставленные мною задачи выполнены.
— Как Вы относитесь к политическим играм? Как Вы оцениваете деятельность облсовета?
— Я в политические игры не играю. Я не политик, а хозяйственник, человек, который наводит здесь порядок. Я недавно прочитал статью одного крупного деятеля… Он там говорит о том, что нам не нужны ОТГ. Но откройте глаза и посмотрите на нынешние бюджеты ОТГ, и на те бюджеты сел, которые были ранее. В том же ОТГ Тетиева зайдите в ЦПАУ, который сейчас строится на средства грантов Европы. Сразу видно, что нас видят и слышат. Это же совсем другое обслуживание. Это не то бедное село, в котором не знаешь, что делать, не знаешь, где почта, где телефон, а где телеграф…
Поэтому я в политику не играю. Даже на политические вопросы не отвечаю. Когда их ставят, первое мое предупреждение: «Уважаемые! Я не политик, и потому ответов на политические вопросы Вы не получите. Вопросы хозяйственные, касающиеся организации работы области, работы правоохранительных органов, бизнеса – пожалуйста».
Кстати, меня очень беспокоит защищенность бизнеса сегодня. Все «наезды» на предпринимателей нужно прекращать. Если ты платишь налоги, если у тебя есть рабочие места и ты трудоустроил людей, тебя надо оберегать. Это поручение №1 Президента Украины, и я этим вопросом сейчас занимаюсь.
— Вас назначил президент, и Вы на встречах часто упоминаете его имя. Ни для кого не секрет, что Вы определенным образом вовлечены в его избирательную кампанию. Сколько времени это забирает?
— Я не вовлечен в его избирательную кампанию. Но если сегодня у нас есть премьер-министр, есть Президент, есть генеральный прокурор, есть глава администрации, и они что-то делают, то об этом надо говорить.
Например, я был вынужден обратиться к президенту, премьер-министра по вопросу отмены закрытия отделений «Укрпочты» на территории Киевской области. Как результат, этот вопрос был решен – возвращены должности и ставки, которые были бездумно сокращены. Поэтому я вижу, что проводится работа. Если этого не будет, буду говорить по-другому.
— Ключевая проблема приближенных к столице районов – незаконные застройки. Что Вы об этом слышали? Какие меры принимаются?
— Слышал много. Особенно на встречах, которые у нас проводятся. Например, в Вышгородском районе общался по этому поводу. Ко мне обратились жители, и я дал команду разбираться. Но у меня здесь тоже есть немало деятелей в КОДА, которые кого-то поддерживают, решив сгладить этот вопрос. Тем не менее, мы все такие объекты проверяем и, уверяю, наступит порядок, и я обязательно дам конструктивный ответ на вопросы людей.
— Вы говорите о чиновниках, которые до этого определенным образом вовлечены?
— Они ангажированы, и я этого не скрываю. Я просто буду их просить, чтобы они шли работать в те коммерческие структуры, где все это строится.
Я собрал людей, которые имеют определенный опыт, и которые уже работали с этими вопросами. Однако дошло до того, что у главы области, оказывается, нет никаких контрольных функций в этой сфере. Они есть в других органов центральной исполнительной власти, которые, по моему мнению, неудовлетворительно выполняют: ни одного незаконного фундамента или дома не снесли. Нужно спрашивать у них, почему они не наводят порядок.
Сейчас я ищу механизм создания подразделения по благоустройству. Это, возможно, будет государственное предприятие, возможно, коммунальное. Они будут приезжать, наводитимусь порядок и останавливать этот процесс.
— О масштабные проекты, в частности Большой Кольцевой вокруг Киева, говорят десятилетиями, но почему-то все строится, как мост Кирпы. Какое состояние дел?
— Большая Кольцевая – это уже сейчас просто жизненная необходимость для Киева. Мы должны разгрузить город. Крупногабаритный транспорт не должен заезжать в Киев за исключением необходимости или определенных разрешений.
У меня был разговор с мэром Киева Виталием Кличко. У нас полное взаимопонимание по этому поводу. Я вижу у мэра очень большое желание заниматься этим вопросом. У нас создана совместная комиссия, на которой мы изучаем вопрос механизма соучастия бизнеса Киева и Киевской области в проектной документации. Горе-чиновники в силу незнания или корыстных действий ничего не сделали, чтобы сохранить ту проектную документацию, которая была. Хотя на это были потрачены миллионы средств из бюджета. Нужно было просто провести экспертизу и проект бы остался. Сегодня нужен новый. И мы этим вопросом занимаемся. Мы решили, что весь проект мы сейчас потянуть не сможем, поэтому будем работать участками. Я, кстати, считаю, что за уничтожение проекта кто-то должен отвечать.
— Специалисты выражают беспокойство по поводу подобного подхода. Есть возможность запусти одновременно эти проекты?
— Нет, такая возможность даже не рассматривается. Сегодня у нас идет речь о ту часть Кольцевой, которая позарез нужна и Киеву, и области.
— Сегодня ведется много дискуссий на тему агломерации. Насколько Вы глубоко знаете эту тему? И каково Ваше видение по этому поводу?
— Тему знаю. Относительно этого у нас был не один разговор с Кличко и городскими чиновниками. Я положительно к этому отношусь, потому что считаю, что если жителю Киева и области будет житься лучше, если он будет иметь определенные преимущества (бесплатный проезд и другие льготы), то этот вопрос надо поддерживать.
Не надо исходить из того, что моя хата – с краю, и нужно держать круговую оборону. Поэтому считаю, что надо проводить обсуждения, пообщаться с жителями.
— Ходит информация, что после Революции Достоинства квоты были распределены между политическими партиями, и Киевщина входит в квоту партии УДАР. Насколько это правда?
— Я не партийный человек, ни в одной партии не был. Меня президент назначил на должность. Поставил задачи, которые я выполняю. Кого я уволил, других назначил. Даже некоторых из тех, кого назначал, уже уволил. Возможно, где-то я недоработал. Но квотного принципа у меня нет, есть принцип: приходи, закочуй рукава, работай.
— Какие приоритеты задач, которые были озвучены президентом?
— Первое – это децентрализация. Второе – медицинская и образовательная реформы. Дальше – социальную защиту лиц, которые в этом нуждаются (в первую очередь, участники АТО). Например, в Белой Церкви я недавно встречался с матерями погибших, спрашивал об их проблемах, смотрел, чем надо помочь. Также в приоритете – развитие агропромышленного комплекса.
Но главной заботой все же остается децентрализация и оставления средств на местах. Сейчас я поеду в Борисполь, где у меня должна состояться рабочая встреча. И заеду к амбулатории, которая построена на средства местной общины в результате децентрализации. Например, академический лицей в Борисполе также построен благодаря этому. А в Тетиеве, кстати, сейчас начинается строительство бассейна – и все это за счет децентрализации.
— Последняя сессия облсовета, которая не состоялась – это саботаж или попытка политической игры? Могли же утвердить программы еще на прошлой неделе.
— Относительно того, что должно состояться сессия, я узнал вечером. Программы на тот момент не были направлены только потому, что я до конца хотел видеть, что нужно жителям районов. И сделать это так, чтобы потом было стыдно людям в глаза смотреть. Сегодня программа уже в облсовете. Бюджет также пойдет в облсовет.
Вообще, с облсоветом у меня есть конструктив. Мы понимаем и сотрудничаем. Надеюсь, что депутаты поддержат бюджет, и мы его примем. Это будет народный бюджет…
— Прокомментируйте последнюю информацию, которая сейчас активно обсуждается в сети о привлечении чиновников областной администрации, чиновников районных администраций до президентских штабов. Как это воспринимать?
— Понимаете, сегодня много чего говорят, сегодня звучит много обвинений в мой адрес. Я не знаю даже как реагировать. Идти в суд? Оправдываться я не буду. Я на это не обращаю внимания, я просто делаю свою работу.
Вот сегодня я собрал совещание по вопросу обеспечения работы избирательных комиссий. Это вопрос власти. Я сегодня жестко разговаривал с отдельными поселковыми головами, с отдельными главами администрации, с отдельными мэрами. Потому что они должны обеспечить и создать все условия. Да, меня беспокоит вопрос сохранения результатов выборов. Потому что, к сожалению, провокации влияют на избирательный процесс.
Но, я думаю, здесь проблем не будет. Сегодня каждый милиционер, чиновник должен действовать согласно закону; каждый председатель ОИК, УИК знает свои функции. Так, я провел жесткое совещание по этому поводу. Но разговор касался телефонов, элементов питания, фонарей, помещений, сейфов, урн для голосования – вот это моя задача и этим я буду заниматься.
— В Киевской области есть проблема с нелегальной добычей песка, существует проблема огромного количества игровых автоматов, нелегальных газовых и дизельных заправок. Скажите, пожалуйста, насколько Вы владеете информацией, насколько употребляете мероприятий и насколько вообще это Ваши полномочия? Потому что люди считают, что недорабатывает вся власть.
— Согласен с вами: здесь недорабатывает власть вместе с правоохранителями. Сегодня по этим направлениям, которые вы назвали, у меня созданы комиссии, которые занимаются этими вопросами. Если есть добыча песка, меня интересует, чтобы эту добычу был законным, чтобы там были рабочие места, чтобы они платили в бюджет, потому что они не платят ни копейки. Сейчас у нас есть отработанный алгоритм решения этой проблемы. В ближайшее время я его афиширую. Мое видение: если там можно добывать, есть законный порядок – добывайте. Но должны идти средства в бюджет, должны быть рабочие места, то есть должен быть полный порядок.
Если говорить о газовые заправки, то стоит сказать, что такие установки опасны. Я не верю, что они «крышуются» сегодня. Я не верю в то, что даже отдельные мои сотрудники это не «крышуют». Вот вы поставьте сегодня газовую заправку где-то на дороге и увидите, как она будет работать. Ходоков будет десятки, потому что это является нарушением благоустройства.
Поэтому я обращаюсь ко всем правоохранительным органам. У нас создана комиссия, и тех, кто не захочет работать, я буду ставить вопрос перед центральным органом исполнительной власти, перед премьер-министром.
Например, не секрет, что я подготовил письмо и направил на имя премьер-министра о том, что меня как руководителя области, работа Держгеокадастру не устраивает. Куда не поеду – на них жалобы. У меня лежат тома бумаг, где без согласования с сельским головой отдали земельные участки. Там, где на карте пастбище – на бумаге чья-то земля. Я понимаю, что сейчас участникам АТО выдают в Киевской области земли. И у нас предоставлено больше всего среди других областей – около 14000 участников получили участки. Но когда я вижу в документах имена инвалидов, участников АТО из Хмельницкой области, из Херсонской… Я не против помогать и этим людям. Но давайте, в первую очередь, поможем тем, кто живет на нашей территории, кому надо создать возможность жить здесь. Поэтому сейчас я собираю информацию, и буду готов уже через несколько недель поднять этот вопрос перед прессой, потому что меня не устраивает такая работа.
— Перейдем к экологии. Это не менее болезненный вопрос для Киевщины. Свалки – незаконные, запущенные, переполнены. Местные жители, которые с этим вынуждены жить, говорят, что местные «князьки» тормозят решение этих вопросов. Что в таком случае надо делать?
— К сожалению, это так. У нас есть 39 полигонов, 28 из которых являются узаконенными. Свалок – около 700 по области. Сейчас мы проводим операцию по расчистке мусора. Я думаю, процентов на 40-50 сможем уменьшить количество мусора. Но это не выход. Выход единственный: свалки должны быть узаконенными, должны соответствовать всем нормам, а мусороперерабатывающие заводы должны работать. Но как только начинается решение этих вопросов, сразу появляются эти «князьки»…
Есть определенный порядок, мы над этим сейчас работаем. К нам приходили определенные инвесторы, которые готовы это делать, мы будем их привлекать. Нам нужно больше работать с городом, потому что сегодня на территории города свалок, фактически, нет – они есть только на территории области. Поэтому надо консолидировано садиться и работать, чем мы сейчас и занимаемся. Пока конкретного результата я вам не дам, ибо все в процессе разработки. Но недавно у меня была встреча с инвесторами, с послом Франции, экологами Франции и Китая…
— Еще одна проблема – вырубка лесов. В Киевской области есть много коммунальных предприятий, в частности, областное предприятие, которое этим направлением занимается». Но леса вырубаются не думаете Ли Вы пересматривать подходы к коммунальных предприятий?
— Вообще, до коммунальных предприятий есть очень много вопросов. Я думаю, мы будем в ближайшее время встречаться с областным советом и эту проблему решать.
— Насколько справедливо, что все ждут результата от областной администрации, а влияет на всю ситуацию с коммунальными предприятиями и кадры областной совет?
— Нам надо решать эти вопросы с депутатами. Если диалога не получится, то буду к вам как к четвертой ветви власти обращаться за помощью.
— Ни для кого не секрет, что на Киевщине много переселенцев. Это проблема, или нет?
— Это проблема общегосударственная, и ею тоже нужно заниматься. Мы же понимаем, что переселенцы – это люди, которые вынуждены покидать свои дома. Украина сегодня в состоянии войны, но вместе с тем, скажу откровенно, с нашей стороны сейчас этому уделяется недостаточно внимания. Эту ситуацию нужно исправлять.
— Ваши амбиции распространяются на государственную службу или Вы хотели бы вернуться в правоохранительные органы?
— Знаете, я в свое время уволился и ушел на пенсию. Но потом увидел, что нужно работать, потому что дети и внуки живут здесь, а в стране нужно порядок наводить. Я больше все-таки милиционер, чем хозяйственник, но я общаюсь с людьми и получаю удовольствие от этого. Например, приехал вчера к району, там люди подходят и говорят: «Спасибо, моя проблема решена». Это – хорошо. В одной общине в течение 10 лет длилось недопонимание по одному вопросу. Мы сели, пообщались, нашли консенсус, вышли из ситуации. Поэтому где государство скажет, там и будем работать…
— Знаете, традиционно у нас все, уходя с должности, думают, что этим они покупают какую-то индульгенцию. Было много нарушений у предшественников на посту председателя КОГА. Они ушли – и к ним никаких вопросов. Как быть с этим? Люди не верят. В первую очередь потому, что не имеет ответственности. Задерживали губернатора, заместителя Вашего предшественника, а они ушли в отставку, и все, тишина…
— Я не в праве осуждать кого-то. Считаю, что в данном случае есть те органы, которые должны расследовать дела. Это не является функцией губернатора. Если есть нарушения, следовательно определенные правоохранительные органы, органы центральной исполнительной власти или инспекции должны разбираться. Должен быть порядок.
— В СМИ неоднократно писалось о том, что на Киевщине действует областная клан, люди из которого находятся в разных партиях десятилетиями, контролируют все эти процессы в области, принимают решения, сидя на бюджете. Можно ли как-то избавить область этого деструктивного фактора?
— Нужно делать то, что я сейчас делаю – ехать к людям, видеть их проблемы, садиться и их решать. Со своей стороны, те же общины, главы поселков, городские головы должны контролировать выполнение этих задач. Только тогда будет порядок. Мы все – и общественный контроль, и чиновники, должны делать свое. Принцип такой: «Работаешь? Нет? Тогда спасибо, до свидания».
— Остались считанные дни до президентских выборов. Которое Ваше пожелание гражданам и политикам?
— Чрезвычайно важно, чтобы выборы прошли в правовом, законном поле. Обращаюсь к гражданам: идти голосовать нужно! Мы выбираем Президента, наше будущее. Выбираем, оно будет европейским, мы вернемся обратно. Обращаюсь к власти: наша задача обеспечить проведение этих выборов на должном уровне, обеспечить законность, и самое главное – сохранить их результаты.