Председатель Фурсівської ОТГ Николай Фурсенко: В основе объединения общин должна стоять не только желание, но и экономическая состоятельность

Корреспондент «Моей Киевщины» пообщался с председателем Фурсівської ОТГ, председателем Всеукраинской ассоциации сельских и поселковых советов Николай Фурсенко, расспросив его о позитивах от объединения на Белоцерковщине в так называемую «общину равных», а также о вызовах, которые стоят перед ОТГ на пути дальнейшего развития. А также о том, почему села, которые намерены объединиться в городской ОТГ, часто делают большую ошибку

— Какова сейчас ситуация в Фурсівській общине после создания ОТГ, которое произошло осенью прошлого года?

— Ситуация такая как и в каждой общине, которая объединяется, тем более с соседними селами и районами. Все не так просто. Вы знаете, что политика сегодня пришла даже на сельский уровень. У нас совет ОТГ состоит из 26 депутатов, представляющих 6 политических сил. Поэтому понятно, что у нас тоже были определенные недоразумения: каждый депутат хотел попасть в руководство какой-либо постоянной комиссии или занимать какую-то другую должность. Поэтому конечно возникли вопросы, которые решались и на сессии и кулуарно. Но слава Богу, за три месяца все эти неурядицы улеглись и сейчас наладилась работа: работают депутатские комиссии, заработал должным образом исполнительный комитет, и показатель слаженности — выполнение бюджета.

Если в январе мы выполняли пополнения бюджета лишь на 72%, в феврале — на 94%, то за первый квартал мы уже вышли на 106%. Я уверенно могу сказать, что за первое полугодие мы бюджет выполним. А это вселяет надежду, что дальше работа пойдет более активная и конкретная. Мы заняли свою позицию: выровняли региональный валовой продукт на каждого жителя общины, несмотря на то, что взносы в эту копилку разные. Этим показали, что мы — одно целое и болеем за каждое село.

— Успевает ли община за новыми реформами, которые спускают вниз из Киева?

— У нас пошел старт в реализации медицинской и образовательной реформы. Здесь тоже возникает целый ряд вопросов: кого хранить, кого оптимизировать. Но главное направление нашей деятельности заключается в том, чтобы должным образом подготовиться к новому учебному году, и программа «Новая украинская школа» должна заработать на всю мощность.

Сегодня мы решаем вопрос завершения строительства еще одного детского сада на 75 мест, чтобы максимально удовлетворить потребности детей. Это проект отработан и реализуется уже третий год. Я думаю, если будет помощь Киевской областной рады, которая дофинансирует строительство, мы успеем. Теперь этим вопросом мы и занимаемся.

— Сейчас происходит крайне непростой процесс создания новых ОТГ на Киевщине. Новый закон о принудительное объединение сел вокруг городов имеет нечто общее с правом общин на самоопределение?

— В любом случае принудительным его назвать нельзя, потому что это грубое нарушение действующего законодательства нашей Конституции и требований Европейской хартии. Объединяться надо исключительно на добровольной основе. Но вопрос такой есть, и касается оно в основном городов. Они могут обращаться к общинам, которые самостоятельно не решат свою судьбу. Но опять же, если бы было меньше политического давления различных политических сил, люди быстрее пришли бы к тому, с кем и как им лучше объединяться.

Ведь часто бывает так, что в село приезжают представители 3-4 политических сил. Одни говорят: давайте объединяться так, другие говорят, что так не нужно. Надо исходить из реалий, которые есть. В основе должно лежать не только желание, но и экономическая состоятельность. Когда говорят, что школа или садик спасет село — это неправда. Если будет экономическая составляющая, тогда и будет и школа, и садик. И тогда село будет нормально развиваться. Поэтому пример нашей Фурсівської общины показывает: нам таки удалось найти экономическую составляющую, которая дала возможность выполнять бюджет и таким образом ассигновать средства на развитие местного бизнеса, решение вопросов социальных устремлений и развития инфраструктуры на селе. Да, оно все бедненько — особенно дороги, водоотвод, скважины — но люди уже увидели и почувствовали, что такое объединенная община, и что действительно много полномочий мы можем выполнять самостоятельно и давать положительный результат.

— Сейчас идет активное противостояние в Бориспольском и Бородянском районах, где города хотят «подгрести» села. Что делать сельским общинам, чтобы остаться самостоятельными?

— Многое, конечно зависит от районной ветви власти. Полного понимания не было и у нас в Белоцерковском районе, но все таки мы дошли до того, что процесс децентрализации и объединения общин стартовал. Пока что на Белоцерковщине удалось этот этап пройти только Фурсам. Но еще есть и Терезене, Шкаровка, и Озірне, которые имеют надежду на то, что в них что-то получится. И большинство сел соглашаются с таким вариантом — объединяться с равными.

Бориспільщина — зона, приближенная к Киева, где тоже есть богатые села. Там люди могут самостоятельно строить свое будущее. Но когда там формируют подход — один район — одна община, то по моему мнению, это — утопия. И немецкие, и польские специалисты, с которыми я общался во время поездок в Европу, говорили, что община является наиболее мощной и оптимальной, когда в ней населения составляет от 15 до 20 тысяч человек. А если будет больше, то это уже не община. Тем более, надо смотреть, что лежит в основе этих общин, и какая у них экономическая составляющая. Должен быть трезвый подход. Здесь и районное руководство должно взвесить на то, чтобы помочь, подсказать и приобщиться к этому процессу. Если они будут поддерживать то что один район – одна община, это — неправильная политика того или иного руководства района.

— Чем Ассоциация сельских и поселковых советов способна помочь селам, которые оказались на распутье?

— Мы поддерживаем децентрализацию, активно работаем над проектами законов, которые помогут в дальнейшем развивать экономику, культуру, медицину, спорт и т. п. на сельской территории, а также активно принимаем участие во всех мероприятиях, которые проводит Евросоюз, Кабмин, тесно работаем с комитетами Верховной Рады и Министерством регионального развития. Не может потерять свои возможности украинское село, потому что мы обречены жить и работать на своей земле и кормить Украину.

Это очень большой негатив, когда молодежь покидает село, заканчивает вузы и начинает искать лучшей жизни за рубежом. Это не государственный подход, поэтому в основе должно лежать исключительно добровольность и исключительно прагматичный подход по объединению общин.

— У вас было противостояние с Белой Церковью: как это было и каков ваш опыт должны взять на вооружение другие?

— Я бы не сказал, что было сильное противостояние. Белая Церковь хотела развиваться исключительно в таком направлении: присоединить окрестные села и территории, и таким образом получить толчок для развития. Это не есть правильный подход. Город, прежде всего, должно быть более прогрессивным, потому что там технологии, научная база и подход. Им надо быстрее переходить на новые технологии, осваивать современные методы производства.

Фурсы заняли такую позицию: мы идем на уступки Белой Церкви. Соглашаемся на выделение территорий, ищем возможности, где можно сделать общий бизнес, индустриальную зону, парк. И таким образом получить выгоду и для города, и для села. Белая Церковь захотела по-другому. Село категорически отказалось. Были общие собрания, заседания сессий, исполнительного комитета, и никто эту позицию не поддержал. Таким образом, они даже подали в суд, но его проиграли. А мы довели до логического завершения свой путь к объединенной общины. Еще несколько сел могут приобщиться путем доприєднання уже в ближайшее время.

Общалась Надежда Савчук, «Моя Киевщина»