Председатель департамента образования и науки Киевской ОГА Вера Рогова: Мы должны совместными усилиями дать качественное образование нашим детям
|
Вера Рогова — о ситуации в отрасли образования Киевщине
О реформе образования, ситуацию с дефицитом мест в школах и садиках, а также о проблемах с «Моя Киевщина» расспросила знаменитую освітянку, директора профильного департамента Веру Рогову
— Как концепция «Новая школа» реализуется в Киевской области? Какие школы к ней присоединились?
— Концепция новой украинской школы – один из приоритетных проектов в области образования. Ее ключевые направления – качество и доступность образования. Для нас сегодня это действительно важный вопрос. С первого сентября все первоклассники будут идти в новое образовательное пространство. Для этого государство, пожалуй, впервые за очень много лет обеспечила большим финансированием систему образования. В общем, на эту отрасль было выделено около 2 млрд грн. В частности, Киевская область получила около 150 млн гривен.
Поэтому мы сегодня действительно вибудовуємося: работаем над повышением классификации наших учителей, которые будут работать в первых классах. У нас в школе планируют пойти 24 700 детей, и для достойного обучения естественно нужно подготовить большое количество наших педагогических работников. Речь идет не только об учителях начальных классов, но и педагогов физического воспитания, иностранного языка, трудового обучения, музыкальной грамотности.
— Что предусматривается концепцией Новой школы?
— Прежде всего речь идет о материально-техническом обеспечении. На это выделено от государства 51 млн грн. В софинансировании с местными органами будут закупаться оборудование, которое рекомендовано Министерством образования, которое должно обеспечить государственный стандарт в первых классах.
Второй компонент: мы должны создать современную образовательную среду, которое привлекает каждого ребенка и где детям будет комфортно и уютно. И для этого мы сейчас тоже проводим большую работу. Что же касается вообще проектной деятельности в системе образования Киевской области, то мы выстроили интересную модель и соответствующие проекты.
Сейчас из каждой области было выделено по четыре учебных заведения. Мы тоже выделили те, которые были примером для других, на базе которых проводились экспериментальные площадки. Это, например, Щасливський НПК Бориспольского района; Ирпенская № 12, где изучается 13 языков; Боярская гимназия Киево-Святошинского района, где очень развито профильное обучение. Это очень мощные заведения, которые демонстрируют высокую результативность. В общем, еще 56 таких заведений регионального уровня на Киевщине будут работать по концепции Новой украинской школы. Все эти заведения всегда эффективно работали, создавая качественно новое образовательное пространство. В целом, мы надеемся, что 1 сентября все наши «первоклашки» пойдут в хорошие оборудованные школы с подготовленными учителями. Замечу, что на подготовку учителей тоже были выделены немалые средства: только Киевская область получила на это 17 млн грн. Нами будут подписаны договоры с учителями-специалистами, им будут оплачиваться командировки.
— Много вопросов возникает относительно создания так называемых опорных школ…
— Данный проект начался с 2016 года. Тогда же в Киевской области мы сразу создали 23 опорных заведения. Если сравнивать с другими регионами, то мы – среди лидеров.. по Состоянию на сегодня их уже 34: там обучается около 11 тысяч детей и подвозится около 3,5 тысяч детей школьными автобусами. Соответствующие учреждения работают в каждом районе: мы преследуем цель качества и доступности образования для ребенка из сельской местности.
— Произошло ли закрытие школ в Киевской области в результате создания опорных школ и оптимизации школ?
— Произошло понижение степеней. Дело в том, что до этих опорных школ приезжают дети из 93 населенных пунктов, в которых просто не существует школ. Не тайна, что в нас есть 140 школ, которые имеют малую численность, а стоимость содержания которых достигает до 50 тысяч гривен. Но мы сегодня говорим не о деньгах, а о новой высокое качество. Поэтому мы надеемся, что если мы воплотим в жизнь эту концепцию, то получим действительно хорошие результаты и качественное образование.
— Но когда происходит понижение степени, встает вопрос рабочих мест…
— Так, часть учителей ездит преподавать в опорные школы, там увеличивается количество детей и предметов. Но действительно есть немало учителей, которые ушли с работы. Но в целом мы эту проблему контролируем. Поймите: это – неизбежно, ведь важно стоять на позиции качественного образования. Цели – просто закрыть школы – ни у кого нет. Абсолютно все школы первой степени в нас работают.
Если говорить о дошкольном образовании, то нашей целью является то, чтобы в каждом селе был детский сад. Не обязательно отдельно – он может действовать и на базе школы. Только в этом году мы создали 13 таких НПК, на базе которых есть дошкольные отделения. У нас были села, в которых было по сто детей дошкольного возраста, и не было садиков. Конечно возникают вопросы, проблемы, но мы работаем в направлении их решения.
Параллельно мы реализуем еще один важный проект – профильной школы. Сегодня вступил в силу закон об образовании, новый и действительно мощный. Школа третьей степени определена профильной или профессиональной. И это очень правильно: поэтому мы сейчас создаем сеть профильных учебных заведений.
Да, у нас профильным обучением охвачено 78% от школ 1-3 степени. Если говорить о направлениях, то преобладают школы с гуманитарным профилем, их более 300. Что же касается математически-естественного, их у нас 157 школ.
Есть проблемы с изучением иностранных языков. У нас действительно мало таких профильных школ, поэтому и ВНО с иностранного языка на среднем уровне. Поэтому мы хотим дать толчок именно таким школам, которые будут предоставлять качественное изучение иностранных языков.
— Есть ли какие-то сдвиги в вопросе инклюзивного образования?
— Это тоже приоритетное направление. Количество таких учреждений в области увеличивается. У нас 16220 детей, имеющих особые образовательные потребности. Финансирование на это направление возрастают: в 2017 году Киевская область получила более 10 млн, а в этом году – 22 миллиона.
Мы начали эту работу в 2015 году вместе с фондом Марины Порошенко. Также мы перенимали опыт работы в Чехии. В прошлом году мы построили новую сеть интернатных учреждений, создали два реабилитационные центры «Зрение. Слух. Вещание». Кроме того, мы создали на базе Володарской школы ИТ-школу и Центр реабилитации онкобольных детей. Так, мы обнаружили в области 250 онкобольных детей, из них 172 ребенка, которые могут проходить реабилитацию. Это огромная цифра.
В целом мы должны создать 39 інклюзивно-ресурсных центров. И мы сейчас над этим очень серьезно работаем.
— В СМИ неоднократно писали о дефиците школ в Киево-Святошинском районе. Берем Бородянский район – в Микуличах школа стоит недостроенным уже лет 20. Как эти проблемы решать?
— К сожалению, Департамент образования не влияет на строительство. Вы правы: все районы и города, которые находятся вблизи Киева, переполнены. Дети учатся в две смены. Стоит вопрос о достройке Вишневской школы №1: на последней сессии облсовета были выделены средства на строительство этой школы. Но это не одна такая школа.
Также у нас есть вопросы по Васильковской школе №6, которая, как помните, рухнула в октябре 2016 года. Там разработали сметную документацию, и на восстановление школы должны быть выделены средства.
Если же говорить о Микуличи, то там школа нужна. Но насколько я знаю, там будет формироваться совершенно новый формат данного учебного заведения: там будут предоставляться услуги не только общего среднего образования, но и дошкольного, внешкольного – все будет в комплексе.
Строить действительно надо: регион развивается. Даже если говорить о дошкольном образовании, то у нас в садики пошли на 2,5 тысячи детей больше, чем в прошлом году. И с каждым годом количество детей растет. Поэтому этот район тоже должен думать и расширять сеть своих учебных заведений.
— Как защитить граждан от застройщиков, которые обещают строить и не строят? Простой пример – жилые комплексы под Киевом. В каждом доме есть аптека, ресторан, 5 супермаркетов, бассейн и бильярд – все, что хочешь. А школы и садика нет. А если и есть, то только частные…
— Я думаю, что на местах руководители местных органов должны работать с застройщиками. Когда застраивается район ,в первую очередь, нужно говорить о социальной инфраструктуре, где должна быть и школа, и садик, и больница. Поэтому перед строительством должны быть проведены очень серьезные переговоры для того, чтобы быть уверенными в том, что если будет новый микрорайон, то будет соответствующее обслуживание.
— Пример из жизни: в Вишневом в детском садике половина территории занята пенсионным фондом и еще какими-то организациями, которые принципиально не хотят выселяться. Что делать гражданам?
— Я считаю: нужно подавать в суд. Учебные заведения не могут перепрофилироваться в другие заведения. Начиная с конца 90-х годов мы вернули 13 таких дошкольных учебных заведений. Поэтому, я считаю: нужно обращаться, отстаивать свои права и находить помещения.
— Министр образования Лилия Гриневич объявила об новую реформу, которая свелась к тому, чтобы предоставлять места первоклассникам в первую очередь тем, кто живет по соседству. А остальные места разыгрывать в лотерею. Возьмем для примера тот же Киев-Святошинский район – Вишневое, куда ездят дети из Крюковщины, с Петропавловской Борщаговки, Софиевской Борщаговки. Как теперь быть тем детям, которые живут там?
— Лилия Михайловна правильно сказала – в первую очередь должны получить образование те дети, которые здесь живут.
— Но опять же часто бывает, что дети живут возле одной школы, но она объективно предоставляет более низкий уровень образования, чем другая школа. И родители этим недовольны.
— Да, и они имеют право. До школы, которая находится в определенном микрорайоне в первую очередь возьмут ребенка, который живет там, если она будет иметь желание. Места, которые остаются, может занять любой ребенок, который желает учиться в этой школе. Здесь тоже есть справедливость.
Но это вопрос для нас очень актуален не только в тех районах, что возле Киева, а наиболее актуален именно в Киеве. Но школы у нас работают и хватает мест всем.
— Расскажите о скандале с детским фестивалем «Город профессий», который состоялся в мае в Белой Церкви. Вас обвинили в якобы препятствовании проведения данного мероприятия.
— Я сама удивлена этой ситуации. Дело в том, что до Департамента образования организаторы этого мероприятия в Белой Церкви не обращались. После того как появились сообщения с претензиями к нам мы сразу начали изучать этот вопрос. Оказалось, что они не обращались в Департамент образования, а я даже не знала, как эти мероприятия проходили.
Мы посмотрели поручения городского головы, которое предоставлялось для того, чтобы провести это мероприятие. В частности, городскому управлению образования Белой Церкви было дано поручение обеспечить партами и стульями. Но к чему здесь областной департамент? Мне кажется, что вообще бы вопросов не было, если бы все было сделано так как надо и все были заранее предупреждены.
— Еще вопрос относительно учебного заведения «Академия непрерывного образования», которая находится в центре Белой Церкви и занимает большую территорию – несколько гектаров «золотой» земли. Около 10 лет назад была попытка рейдерского захвата ради построения на этой территории каких-то развлекательных центров. В последнее время ходят слухи о попытки банкротить и ликвидировать данное заведение?
— Трудно даже представить, что такое может быть. Но последние события, происходящие с назначением руководителя и его увольнением… Руководитель остается на посту, хотя должен был бы быть уволенным еще 7 мая. В результате руководитель финансовые документы не подписывает. Одновременно поступают документы с подписью ректора.
— Не кажется ли Вам, что сегодня учебное заведение сознательно уничтожается?
— Речь идет о снижении качества образования: есть обращения от многих начальников, которые говорят о низком уровне преподавания. Наверное, некорректно говорить о своих коллегах такие вещи, но я боюсь, что мы можем потерять это заведение.
— Что надо сделать, чтобы этого не произошло? Кто должен быть инициатором спасения ситуации?
— Есть учредитель, который несет персональную ответственность за кадровую политику, потому что в Департаменте нет этой функции. Руководитель нам абсолютно не подчинен. Считаю, что должен быть проведен прозрачный конкурс на эту должность.
— Министерство должно контролировать это?
— Это не вопрос министерства, это – заведение коммунальной собственности, учредителем является Киевская областная рада.
— Но ведь они касаются системы образования?
— В части содержания – так, в части имущества – нет. Ни департамент образования, ни Министерство не могут повлиять на эти процессы. Мы ждем ответа от Киевского областного совета по поводу назначения, то увольнение этого руководителя.
— Кто же должен обращаться в облсовет? Граждане, которые голосовали за депутатов?
— Дело в том, что граждане уже обращаются, но директор заведения Осадчий Иван Григорьевич выстроил такую политику, что там есть личный конфликт, и этим он просто пользуется.
— Хотелось бы уточнить про международный уровень сотрудничества. Я слышал о более чем 10 иностранных государств, с которыми ведется сотрудничество. Расскажите, по каким направлениям, кто является инициатором?
— Мы действительно работаем со многими странами, в прошлом году было 16, в этом – уже будет 18. Нам приятно, что наши коллеги отзываются из разных стран мира, приезжают к нам. В частности, мы намерены подписать соглашения о сотрудничестве с 2 странами – Китаем и Кореей. Речь идет о научную и образовательную деятельность.
Мы хотим, чтобы наши дети знали много языков, и на это есть запрос родителей. Мы будем этому только способствовать. Нам готовы предоставить таких специалистов. Они готовы провести летние лагеря. И это все – бесплатно.
— Кстати, о летние лагеря. На мой взгляд, это совершенно ненужный элемент. Для чего они вообще создаются и что собой представляют?
— Если раньше у нас были просто лагеря, то с прошлого года у нас создаются языковые лагеря. Какова цель? С каждым годом увеличивается количество учебных заведений, которые участвуют в этом проекте. Они предоставляют своих волонтеров, которые будут помогать изучать тот или иной язык в этих языковых лагерях.
Я согласен с Вами в том, что, если отсутствует качество, нет смысла их проводить. Но в данном случае мы понимаем, что это дает толчок к тому, чтобы ребенок изучал язык той или иной страны. И когда в этом помогают носители языка, это, пожалуй, очень эффективно. Поэтому, я думаю, нужно просто качественно организовать эти лагеря. Если просто прийти, поесть и уйти, конечно, такой лагерь не нужен. Если же там есть содержание, качество, то почему бы и нет…
— Какова в целом ситуация с трудоустройством педагогов? Есть школы, в которых есть дефицит учителей? И школы, в которых есть профицит?
— Например, в Белой Церкви действительно нет мест, особенно для учителей начальных классов. А вот в Броварах есть вакансии. Понимаете, из тех городов, которые находятся близко к Киеву, люди стараются ехать в Киев, особенно, если это – специалисты с иностранного языка или айтишники. Есть вопросы по оплате работников профессионально-технического образования, особенно мастеров, Впрочем, на днях состоялось совещание по этому вопросу, и если будет принято соответствующее постановление, то за счет средств, оставшихся на счетах области, мы сможем повысить им заработную плату. В общем как на меня, наша отрасль пока что больше всего справляется с реформой по сравнению с другими.
— Спортивные учебные заведения находятся в Вашем подчинении?
— Так, 30 учебных заведений, которые подчинены образовании, из них 2 областного подчинения – один лицей в Белой Церкви, и один в Броварах – это высшее учебное заведение, где мы готовим хороших спортсменов, имеем прекрасные результаты. Несколько недель назад наш областной коммунальный заведение – лицей, который находится в Белой Церкви, признано лучшим и входит в сотню лучших заведений, а наши дети имеют достаточно высокие результаты на международном уровне.
— Есть вопросы по зарплате и статусу работников – учителей и тренеров. Как это вопрос решается? Многие из них разъезжаются. Они хотят здесь работать, но едут в Чехию или Испанию тренировать спортсменов, потому что там государство понимает важность этой профессии.
— Сегодня все эти спортивные школы подчинены руководителям местных органов управления образованием, и действительно есть ряд вопросов, которые требуют серьезного внимания. Мы не так давно собирали руководителей, в том числе и спортсменов, и у них возникло очень много вопросов по финансированию и статуса учителей, особенно в ОТГ. Мы должны сохранить все эти заведения, мы должны иметь мощную базу, но есть досадные случаи, когда представители власти не справились на местах с этими вопросами. Поэтому мы будем заслушивать этот вопрос на коллегии областной государственной администрации.
В завершение, хочется услышать краткое резюме о том, что должны помнить родители о реформе образования, о свое участие в учебе детей. Какие сегодня основные инновации, о которых необходимо помнить для того, чтобы легче и понятнее было воспринимать реформу?
— Во-первых, нам надо всем осознать, что эта реформа – неизбежна. Мы должны совместными усилиями дать качественное образование нашим детям. Дать новое качество. Но отец должен понять, что даже если будет Новая украинская школа, он все равно принимает в этом активное участие. Для этого обязательно правильно пойти в первый класс, выбрать заведение, которое действительно нравится. Думаю, в Киевской области с этим вопросов не будет.
Я бы не хотела, чтобы сегодня родители закупали то оборудование, на которое деньги выделило государство. У нас школы не такие бедные, как рассказывают. Там, где маленькие школы, конечно будет меньше оборудования. Но отец должен осознавать: он должен предоставить ребенку качественное образование вместе с учебным заведением. Это должно быть партнерство. Мы только начинаем первый год, и от того, как мы его начнем, как зададим старт, так дальше и пойдем.
Общался Александр Павличук, «Моя Киевщина»