Один невероятный день на яхте. Читайте, чтобы поймать волну хорошего настроения
|69-летний капитан судна рассказывает о свой маленький дом на воде, спасение людей во время шторма, а также яхтинговий этикет.
Фото Оли Піліщук Судно капитана Шмидта небольшое, его площадь — 8,15 квадратного метра. A A+ A++
Яхта капитана Валерия Шмидта, который плавает под парусами уже 45 лет, пришвартована на берегу крупнейшего искусственного озера в Украине — Яворовского карьера, что на Львовщине. Его глубина — 70 метров. Перед тем как пустить нас на борт, господин Валерий с помощником Лесиком моют судно. “Яхта должна выходить на воду чистой, — объясняют. — Это уважение к водной стихии и к пассажирам”.
Чтобы зайти на борт, надо снять обувь. Это — яхтинговий этикет. Обычно на небольших яхтах ходят босиком, а на больших предлагают посетителям специальное обувь — топсайдери, они похожи на мокасины. Еще одним важным правилом, которого придерживаются на этой яхте, есть дружелюбие.
“Никаких скандалов и передряг”, — говорит нам капитан Шмидт. А мы только за хорошее настроение!
Что же, выходим на воду на парусно-моторной яхте. Устроившись на сиденьях кокпита — месте, с которого руководит капитан, — наблюдаю, как он запускает мотор. Судно медленно отходит от берега. Уже через три минуты мотор заглушают.
“Дальше поплывем под парусами, — говорит капитан Шмидт. — Мотор на яхте нужен, чтобы выйти и зайти в марину (причал, где стоят яхты. — Авт.). Ведь в маринах стоит много яхт — между ними узкие проходы. Поэтому под парусами можно ненароком кого-то зацепить”.
Также о двигатель вспоминают, когда нужно быстро вернуться к берегу. Например, если начался шторм или надо спасать человека. “Мне не раз приходилось спасать людей, которых на матрасе уносило далеко от берега, рыбаков, у которых спустило лодку, или отдыхающих, которые не рассчитали своих сил”, — говорит капитан.
Кстати, скорость яхты измеряется в узлах, уточняет господин Валерий: “Сейчас мы движемся со скоростью 8 километров в час — это 4 узлы”.
Свою первую яхту господин Валерий купил в 2002-м году — заплатил за нее 6 тысяч долларов.
“МЫ ЧТО, СОПЛИ НЕ ПОДНЯЛИ?!”
Яхта — это маленький дом на воде. “Наше судно имеет 27 футов. Это — 8,15 квадратного метра”, — говорит капитан. Внутри яхты есть каюта — маленькая комната с окошками-иллюминаторами. Посередине стоят стол и два раскладных дивана. Варят в небольшом камбузе — морской кухни. Здесь есть мойка и плита. Справа — гальюн, есть биотуалет. Пройдя через основную каюту, попадаем к капитанской. Здесь есть только кровать, на котором может уместиться трое человек.
Основное на яхте — кокпит с рулевым управлением. Румпелем называют деревянный рычаг на руле. К слову, судно оборудовано автопилотом. И, когда надо, капитан может приступить к другим делам. Главную роль играют паруса. Высота мачты — 10 метров. От парусов до капитана тянется много шнуров. Однако называть их так нельзя! Это — шкоти. Они подтягивают паруса.
Пока мы разговариваем, у нас проплывает другая яхта. Капитаны здороваются — и суда расходятся. “Лешик! Мы что, сопли не подняли?! Вот стыд!” — вдруг восклицает господин Валерий.
Оказывается, сопли — это специальные отражатели, которые крепятся на шнурки и бросают за борт, когда яхта подходит к берегу. Так уменьшают силу удара о причал. “Когда выходишь в воду, отражатели надо поднимать. Потому что это некрасиво — плавать яхтсменам с соплями”, — говорит капитан, недовольно поглядывая на помощника.
БУДЕТ ЛИ СЕГОДНЯ ШКВАЛ?
Господин Валерий постоянно оглядывается. “Видивляюся шквал — кратковременное усиление ветра, — объясняет. — Шквалы могут наделать большой беды, если будешь невнимательным и пливтимеш с полными парусами. Ветер может положить яхту на воду”.
Валерий и Лесик объясняют, что заметить шквалы можно там, где появляются темные пятна на воде.
В шторм очень важно беспрекословно слушать капитана. “Однажды поднялся сильный шквал, за 50 метров ничего видно не было, паруса рвало, — вспоминает мужчина.
Пассажиры кричали, плакали. Я едва довел яхту до берега. Вот в такие моменты важно, чтобы все четко выполняли мои команды. Например, если говорю надеть жилеты, значит, все надевают жилеты. Помню, на следующий день после этого похода пассажиры нашли меня и подарили большую бутылку водки. А обнимали так, что чуть не задушили”.
Между прочим, капитан на судне никогда не пьет спиртного. А вот пассажирам позволяет. Однако требует держать себя в руках. Мужчина добавляет: было и такое, что приходилось возвращаться к берегу и высаживать пьяных пассажиров.
МЕЧТА — КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
За годы капитан Шмидт проплыл и Атлантический океан, и Средиземное море. Сейчас возит пассажиров не только в Украине, но и в Туречиині, Греции и Хорватии. “Представь себе, там есть люди, которые просят, чтобы судно вел украиноязычный капитан, — говорит. — Услуги украинских капитанов дешевле. Местные за неделю работы берут от 900 до 1500 евро. А украинские — гораздо меньше”.
читайте также: 30-летняя роженица, мать троих детей, умерла по недосмотру акушера-гинеколога. Как наказали виновника?
Мечта капитана — проплыть на яхте вокруг света.
“Когда я не на воде, то или ремонтирую что-то в яхте, или просматриваю видео про морские походы. Не могу без воды! Это моя жизнь! Мне жена не раз говорила: “Вот ты всегда что-то делаешь на своей яхте, а в доме ни на что не имеешь времени”. А я ей говорю: “Потому что яхта — как любовница, она всегда требует внимания”, — улыбается господин Шмидт.
Спасибо, что прочитали этот текст в газете Экспресс. У нас — только оригинальные тексты.