Начальник 9-го спасательного отряда Константин Чередниченко: впервые за двадцать лет мы закупаем пожарную технику
|Константин Чередниченко
Подполковник Константин Чередниченко – начальник 9-го Государственного пожарно-спасательного отряда главного управления ГСЧС Украины в Киевской области, отвечает за ситуацию в Киево-Святошинском районе. «Моя Киевщина» поговорила о материальное и кадровое обеспечение спасателей, а также об экстремальных случаях, которые происходят во время их работы
— Начнем со статистики. Как часто происходят пожары в Киево-Святошинском районе?
— За прошлый год в Киево-Святошинском районе возникло 596 пожаров – это достаточно серьезный показатель. По состоянию на конец апреля 2017 года у нас уже зарегистрировано 350 пожаров. Так что на конец этого года уже можно прогнозировать, что число подобных чрезвычайных ситуаций будет не меньше, чем за прошлый год.
— Расскажите о кадровой ситуации в вашем отряде. Как обстоят дела с материальным обеспечением спасателей?
— Сейчас мы проводим набор. Общий некомплект по нашему району сейчас составляет 55 человек. Нам нужны пожарные, водители, командиры отделения, старшие пожарные во все подразделения нашего Киево-Святошинского района. Какие у нас основные проблемы? На сегодняшний день государство нас в полной мере обеспечила только горюче-смазочными материалами. Да, у нас есть бензин и дизельное топливо для выезда на пожары и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В то же время есть очень большой спектр материального обеспечения, которого у нас нет. Начну с самого основного: спецодежда и снаряжение – это теплозащитные костюмы, в которых пожарные идут в огонь. Они достаточно дорогие: обычный костюм украинского производства стоит 10-12 тысяч гривен. У нас по штату в отряде работает 324 человека. Можете посчитать, сколько средств нужно для полного обеспечения данным сотрудников спецодеждой.
В прошлом году мы при помощи районного руководства смогли купить около 40 комплектов. Еще 72 комплекта нам было передано от ГСЧС по линии гуманитарной помощи из Германии.
Еще одна довольно дорогая вещь, без которой сложно представить себе эффективную работу пожарной части – это пожарные рукава, которые по-народному называют «шлангами». Один такой рукав стоит около тысячи гривен. Но его долговечность спрогнозировать очень сложно. Бывает, что во время серьезного пожара он повреждается буквально с первого раза. Если же повезет, то его используют и год, и два, и три. Но тут раз на раз не приходится.
Стоит понимать, что таких рукавов нужно около тридцятити штук на одну пожарную машину. У нас в отряде 10 пожарных частей, в каждой части – по две машины, то есть это двадцать автомобилей. Вот и получается что на наш отряд нужно около 600 рукавов. Все это «влетает» в копеечку, которую мы не можем потянуть. Сейчас нам помогает и районная администрация, и другие органы власти. К тому же мы часто принимаем помощь от различных предпринимателей. Поэтому мы рады любой помощи в подобных вопросах.
— Расскажите, пожалуйста, как на вас повлияла реформа системы МВД?
— Реформа продолжается, и ее завершение запланировано на 2020 год. Основную концепцию изменений, я думаю, мы получим где-то под конец этого года. Что мы уже почувствовали? Повышение заработной платы! Если в начале года рядовой пожарный получал заработную плату в размере от 3 тысяч гривен, то в настоящее время он получает, примерно на 2 тысячи больше. Это весьма положительно повлияло на количество желающих работать. В прошлые годы мы испытывали значительный некомплект личного состава: находясь географически рядом с Киевом на такую зарплату которая у нас была, нам было крайне трудно найти работников. На начало года по нашему 9-му отряду некомплект личного состава составлял 85 человек. Это, пожалуй, наихудший показатель по Украине. По состоянию на сегодняшний день этот разрыв мы сократили на 30 человек. Я напрямую связываю улучшение ситуации с повышением минимального уровня заработной платы наших пожарных. И надеюсь, что это лишь первые позитивные последствия этой реформы, и дальше будет больше.
— Как Вы в целом оцениваете сотрудничество с местными органами власти?
— Я хочу отметить довольно плодотворное и позитивное взаимодействие с местными органами исполнительной власти. Речь идет и о Киево-Святошинскую районную государственную администрацию, и районную раду. Так, в прошлом году депутаты приняли районную целевую программу «Обеспечение пожарной безопасности на период 2017-2018 годов». В рамках выполнения этой программы Киево-Святошинская РГА выделила нам средства в сумме 2,5 млн. грн. В результате, уже в марте этого года мы сумели купить два новых пожарных автомобиля на шасси УРАЛ. Это – автомобили на шасси повышенной проходимости, которые позволят вывозить до 4,5 тонны воды, тогда как обычный пожарный автомобиль на шасси старенького ЗИЛ-130 мог вывозить только 2 тонны 300 литров.
Для чего нужна эта машина? Благодаря этим машинам и их шасси повышенной проходимости мы с большим успехом гасим пожары в экосистемах – лесах, торфяниках, полях, свалках – в таких местах, где обычный автомобиль не проедет.
— Фактически речь идет о том, что в составе вашего отряда из 20-ти пожарных авто появилось две новые машины…
— Нужно понимать, что за последние два десятилетия это первое выделение средств от органов местного самоуправления для покупки пожарной техники. Вообще, сначала года мы уже получили три новых автомобиля: два за счет РГА, и один автомобиль мы получили от главного управления Киевской области.
Также мы за 400 тыс. грн купили импортную итальянскую мотопомпу повышенной производительности, благодаря которой мы также успешно гасим торфяные пожары. Хочу отметить, что в этом году Киево-Святошинская РГА запланировало дополнительно выделить нам средства в сумме 1,5 млн. грн. На эти деньги мы хотим закупить еще одну итальянскую мотопомпу, к ней будет закуплено грузовой прицеп для транспортировки. Кроме того, планируется закупить легковой автомобиль – скорее всего, какой-то джип на шасси повышенной проходимости – для транспортировки этой помпы в труднодоступные места.
— Расскажите о какой-то сложный случай в Вашей практике? Приходилось ли когда-объединять несколько частей или вызывать поддержку?
— Вообще, у нас нет такого понятия как «сложный случай», потому что каждый пожар по-своему сложная. Это может быть возгорание обычного мусора, который находится в тяжело доступном месте. Например, был у нас случай в январе, когда в Вишневом на улице Киевской горел металлический вагончик. Все было бы просто, но охранник объекта, на котором случился этот пожар, дал недостоверную информацию. На вопрос, есть ли в этом вагончике люди, взрывчатые или химические вещества, он ответил: «нет, у нас там ничего нет». Но после того, как старший пожарник отдал приказ подавать стволы из вагончика раздался взрыв – взорвался газовый баллон. Вы должны учитывать, что на старшему пожарному лежит ответственность за личный состав. А он чуть сам не отправил ребят к месту взрыва через ложную информацию. Кто знает, что было бы, если бы мы подошли ближе. А так, слава богу, все обошлось, пожар потушили.
Если же говорить об объединении с другими подразделениями, в начале апреля в селе Гореничи ребята тушили деревянный сруб площадью 300 кв.м. В чем была сложность? Во-первых, он находился на искусственном водоеме. Во-вторых, поскольку он был полностью из дерева, до нашего прибытия он уже весь пылал. В результате, сложилась ситуация, что через довольно высокую температуру около машиной подъехать было невозможно. Чтобы вы себе представляли, у нас даже проблесковые маячки расплавились. Ручные стволы не доставали до дома. Пришлось вызывать на помощь 33-ю часть из Боярки, и с помощью лафетная стационарных стволов мы таки потушили пожар…
— На какие моменты нужно обращать внимание нашим гражданам, чтобы предупредить пожар?
— Хотелось бы начать с самого болезненного вопроса: это – выжигание сухой травы и сжигание мусора, что в дальнейшем приводит к пожарам лесов, торфа. Торфяные пожары довольно трудно тушить, это требует значительных материальных затрат и человеческих ресурсов. К тому же это наносит вред экологии.
Второе: в зимний период в связи с подорожанием энергоносителей и газа в том числе, люди начинают бездумно использовать приборы отопления. Часто говорится о самодельные приборы: печи на твердом топливе, печи кустарного производства, которые не подлежат никаким лицензионным требованиям. Это часто приводит к возникновению пожаров.
На третье место я бы поставил недостатки по использованию электрохозяйства. В результате перегрузки сети кондиционерами и другими бытовыми приборами случаются пожары..
Отдельная история – курение на многоэтажках. У нас бывали случаи, когда человек, стоя на 9-м этаже, выбросила окурок в окно, который ветром заносило к соседям снизу. С наступлением холодов часто возникает проблема с подвальными помещениями где часто зимуют «бездомные». И здесь также используют нагревательные приборы, курят в нетрезвом состоянии, что также приводит к возникновению пожаров.
Беседу вел Артур Пичкур, «Моя Киевщина»