Юрий Нестерчук (предприниматель): При нынешних тарифах обновление общественного транспорта в Белой Церкви невозможно
|Вопрос транспортной реформы в Белой Церкви начиналось с того, что городской голова и его заместители предложили мне выступить инвестором в городе и в течение 5 лет полностью обновить подвижной состав, что достигал бы около 60 машин. Речь шла о новых машинах «Атаман».
В течение 2017 года, при проведении конкурсов и заключении инвестиционных обязательств, я заблаговременно выполнил эти обязательства. На маршрут №22 было привлечено 5 новых единиц и на маршруте №14 – 3 единицы.
В течение года я должен был купить новый транспорт, поставить его на маршруты, тем самым выполнить инвестобязательства и доказать свои серьезные намерения. Эти автобусы были приобретены на момент проведения конкурса, то есть я выполнил свои обязательства на год раньше. Кроме того, на 22 маршрут было привлечено 12-метровый автобус «Богдан», как тестовый, чтобы понять, нужны машины таких размеров для Белой Церкви или нас устраивают машины такого размера как «Атаман», которых я приобрел 8 единиц в течение 2017 года.
Кроме обновления подвижного состава должна была быть введена система валидации электронного билета білоцерківчанина. Это целая программа, которая бы дала возможность определить количество пассажиров различных категорий, в том числе и льготных категорий. А это, в свою очередь, давало бы возможность реально оценивать ситуацию и планировать какие-то конкретные, реальные платежи по финансированию. То есть, не брать эти счета из «космоса», а видеть реальные расчеты и понимать кто, кому и сколько должен возместить. Это – современные электронные системы, которые дают возможность экономить ресурсы местных бюджетов.
Но билетов и валидаторов сейчас нет, но возможно, что не будет и новых машин. Я постоянно информирую мэра о том, что я не могу реализовывать свои инвестобязательства, когда тарифы на проезд не соответствуют реалиям. Согласно расчетам, сейчас тариф должен составлять примерно 8 грн. Это даст возможность покупать новые автобусы и соответствовать требованиям, которые касаются GPS-навигации, озвучки маршрутной сети, видео наблюдения (наружного и внутреннего), спецодежды водителей. Это уже дополнительные моменты, которые были прописаны, как требования администрации при проведении конкурсов.
Самое главное – это новые автобусы, которые мы не в состоянии покупать при таком тарифе.
По моему мнению, главной причиной того, что власть не желает пересматривать тарифы есть страх. Они боятся мэра и его команды. Понятно, что поднятие тарифов всегда ведет за собой волну негатива в сторону власти, и это является основным фактором.
Неоднократно я объяснял мэру, что сделано многое в 1,5-летний период. Кроме того что куплены новые машины, на Белоцерковском предприятии насчитывается 68 единиц подвижного состава. Это автобусы с большим количеством мест, которые дают возможность разгрузить город от многочисленного транспорта. Это помогает в решении проблем экологии, аварийности и организации движения на маршрутах.
До 2017 года у нас работало 450 машин класса «Sprinter», «Газель», происходила полная дезорганизация на дорогах Белой Церкви. Поэтому и была проведена оптимизация маршрутной сети.
Имея опыт работы в столице, я могу сравнивать. В Киеве частным перевозчикам дали возможность самостоятельно устанавливать тарифы. Задача заключается только в том, чтобы правильно экономически их обосновать, подтвердить правдивость и предупредить людей о повышении.
Администрация это все проверяет, если все экономически верно, никто не может оспорить повышение тарифа. Другими словами, в Киеве работает рыночная экономика.
А вот во всех остальных городах Украины, включая Белую Церковь, вопрос тарифов связано с местным управлением. Без решения местных советов, мы не имеем права поднять цену на проезд.
Для мэрии это не выгодный шаг, но они хотят видеть и новые автобусы, и опрятно одетых водителей, и все вышеупомянутые системы.
В Киеве власть перекинула всю ответственность за поднятие цен на перевозчиков. Руководство города поняло, что не нужно заниматься популизмом, а поднятие тарифов позволяет обновить не только автобусный парк, но и троллейбусы и метро.
Если власть Белой Церкви не пересмотрит свое решение, мы вернемся до того «убогого» транспорта, который ездил до 2017 года, поскольку инвестор не сможет выполнять все обязательства, он будет вынужден покинуть город.
Если мы не достигнем понимания, других вариантов, кроме как вернуться в Киев нет.
Нужно это все донести до людей, аргументировать, проводить параллели с другими городами. Другие украинские города бастуют против поднятия тарифов, но там и речь не идет про новые машины.
В Украине больше не случалось подобных ситуаций, когда подвижной состав обновляется, а цены не увеличиваются.
В Киеве также подписывают инвестобязательства, но их не всегда выполняют. Некоторые предприятия не имеют возможности, но за счет пассажиропотока ситуация как-то регулируется.
Когда в Белой Церкви речь идет о полном обновлении подвижного состава, в других городах просто поддерживают состояние старых машин.
Хотя сам мэр был инициатором такого обновления, сейчас его пугает то, как отреагируют горожане на повышение цен.
Я уверен, что он все прекрасно понимает. Основная затратная часть (топливо) поднялась в цене на 30-40 %, что заставляет нас поднять тариф, как минимум, вдвое. Это составляло бы 10 грн, но понимая людей и экономическую ситуацию в стране, мы просим поднять хотя бы до 8 грн.
Поэтому подытоживая вышесказанное, хочу подчеркнуть, что для успешного завершения транспортной реформы в городе, власть должна пойти на непопулярный шаг – повышение стоимости проезда. Это позволит постепенно обновить подвижной состав и повысить качество услуг перевозки. Иначе общественный транспорт вернется к тому беспорядку, который существовал в этой сфере в 90-ых годах. Сомневаюсь, что кому-то это понравится…