Глава управления образования в Белой Церкви Юрий Петрик: Для того, чтобы обеспечить наши классы всем необходимым к 1 сентября, нужно 30 миллионов гривен
|
Юрий Петрик
О ситуации с проведением ВНО, финансированием школ, а также проблемы с обеспечением питания в школах и садиках Белой Церкви «Моя Киевщина» побеседовала с Юрием Петриком, начальником управления образования и науки Белоцерковского городского совета
align: justify;»>— Юрий Федорович, на днях началось внешнее независимое оценивание. Сколько в этом году в Белой Церкви абитуриентов составляет ЗНО и есть ли какие-то отличия по сравнению с прошлыми годами?
— Так, 22 мая тестированием по математике в Украине началась основная сессия внешнего независимого оценивания в 2018 году. 1 113 участников испытали свои знания на 4 пунктах тестирования нашего города. Явка составила 96,4%. Во время тестирования с помощью металлоискателей было выявлено один случай, когда абитуриент имел при себе в аудитории техническое средство передачи и получения информации – телефон. Нарушитель был лишен права сдавать ВНО. 24 мая состоялось внешнее независимое оценивание с украинского языка и литературы – ее прошли около 2 300 абитуриентов.
Правила сдачи ВНО действительно несколько изменилось. В этом году созданы условия для незрячих детей, для которых введено задания шрифтом Брайля, но в данном случае в Белой Церкви не оказалось таких учеников или выпускников высших учебных заведений, которые могли бы воспользоваться этой возможностью.
Также нововведение касается сдачи ВНО по иностранным языкам, где обязательным элементом является аудирование. То есть с звуковідтворюючої аппаратуры звучит текст, который учащиеся должны воспринять и соответственно сделать его воспроизведения на бумаге. Что является важным, ВНО по отдельным предметам будут засчитываться как государственная итоговая аттестация, где украинский язык является обязательным для всех, тогда как другие – по выбору.
— Что, по Вашему мнению, представляет собой проект оптимизации внешкольного образования в сфере культуры, где предложено перепрофилировать музыкальные школы в школу искусств. Что будет с музыкальными школами №2 и №3 в Белой Церкви?
— Это немножко не компетенция Управления образования комментировать это. Для меня как для депутата городского совета, который присутствовал на заседании, сама идея перепрофилирования из музыкальной школы в школу искусств не пугает, ведь это – расширение возможностей. Если речь идет о массиве Леваневского, где проживает более 50 тысяч населения, то дать возможность детям заниматься другими направлениями кроме музыкального искусства, я считаю правильным.
То есть расширение услуги я только приветствую. Но это не означает, что будут сокращены те секции или направления, которые сегодня уже есть в этих учебных заведениях. Наша принципиальная позиция – все дети которые до этого времени занимались, должны учиться, а преподаватели которые обучали детей, должны быть обеспечены рабочим местом. Также должны быть созданы все условия для продолжения ими художественного образования.
— Как вы прокомментируете ситуацию с музыкальной школой №3, где против директора заведения возбуждено ряд уголовных дел и идут суды?
— Я не участвовал в работе комиссии и не знаком с материалами следствия, а слухи пересказывать мне не подобает.
— Я как журналист и мать знаю о существующей проблеме так называемого булінгу в образовательных заведениях Белой Церкви. Многие родители жалуются на то что в школах есть проблема избиения и травля детей или одноклассниками или сверстниками. Получаете ли Вы такие жалобы, сколько их и как на них реагируете?
— Понятно, что эта проблема не может не тревожить управления образования и меня лично. Во-первых, есть соответствующие поручения работникам социально-психологической службы нашего города, чтобы они проводили соответствующую, адекватную и профессиональную работу среди детей и классных руководителей.
Такие ситуации меня пугают: было проведено мониторинговое исследование и анонимное анкетирование среди учащихся учебных заведений с 1 по 11 класс дало нам такую картину: – проблема в учебных заведениях существует, и об этом говорят много детей. 25% опрошенных указали, что эта проблема существует. Из этих 25% на вопрос говорили ли они учителям или родителям об этой проблеме, большая половина ответила «нет». И только небольшой процент сказали, что делились этой проблемой с родителями. На вопрос почему не делились и не рассказывали об этом никому, отвечали, что боятся, что решения или действия которые будут приняты, не дадут результата, и они после этого получат еще больше травли.
Я считаю что здесь, как никогда нам нужно объединить усилия с родителями. Потому что если этим вопросом будет заниматься исключительно одна сторона, ни к какому результату это не приведет. Когда родители обиженного ребенка приходят в школу, совершают самосуд над другим ребенком, начинают использовать ругательства, агрессию, запугивание и даже физическую силу – я считаю что это неправильно, потому что никто не имеет права этого делать.
Но здесь есть вопрос и к учителям, в присутствии которых это происходит. Они также не совсем правильно реагируют на данную ситуацию. Поэтому я еще раз подчеркиваю: эта проблема должна решаться совместно, и педагогическими работниками и родителями. Таких обращений было за прошедший учебный год немного – всего два. Соответственно были проведены совещания с руководителями учебных заведений, акцентировано внимание классных руководителей на методическом об»единении чтобы обращали внимание на поведение детей. Понятно, что школа не может быть отделена от общества, телевидения, средств связи, и чем больше мы начинаем акцентировать на этом внимание, говорить о негативных последствиях, то таких случаев только увеличивается и дети хотят попробовать это. Поэтому очень тонко надо проводить работу, чтобы не навредить и не стимулировать детей к этому.
— Кроме проблемы булінгу часто слышим от родителей о так называемые благотворительные взносы. Речь идет о средствах, которые необходимо сдавать ежемесячно на нужды школы, то мере необходимости приобретения какого-то учебника и тому подобное. То есть, сумму этих взносов формирует руководство школы. Как часто Вы получаете жалобы относительно самоуправства?
— Если брать в целом, то за последние 2 года таких жалоб стало в разы меньше, хотя они действительно бывают. Я уже не знаю сколько раз можно объяснять и общине Белой Церкви, и председателям родительских комитетов и руководителям учебных заведений свою собственную позицию…. Пользуясь случаем снова хочу ее высказать! Я придерживаюсь той позиции, что благотворительные взносы должны быть действительно благотворительными, как это записано в законе о благотворительной деятельности. Но и в предыдущие годы больше вопросов возникало не так до самого сбора средств, а к прозрачности их использования и рациональности.
Поэтому чтобы уменьшить этот негативный фактор было сделано несколько шагов. В каждом учебном заведении и дошкольном, общеобразовательном и внешкольном – по моему требованию были созданы так называемые благотворительные фонды. Моя категорическая позиция – управлять этими благотворительными фондами имеют наблюдательные советы из представителей родителей, а не отдельная личность. Категорически в наблюдательные советы не могут входить педагогические работники и руководство учебного заведения. Решение об использовании благотворительных средств может принимать только наблюдательный совет. Руководитель учебного заведения только имеет право обратиться с письменным заявлением к руководству фонда для того, чтобы согласовать те или иные расходы. Если наблюдательный совет примет решение о целесообразности и рациональности этих средств, только тогда можно осуществлять оплату. Чтобы доказать свою позицию, это было неоднократно озвучено на заседании ассоциации родительской общественности, а также на уровне руководителей учебных заведений. С этой целью мы проводили совместные совещания среди учебных заведений.
— Работает идеально на сегодняшний день эта процедура?
— Убежден, что нет. Категорически – нет. Кто определяет сумму взносов? Как правило, сумма взносов которую сдают родители как так называемые благотворительные – решения принимаются в начале учебного года общей конференцией учебного заведения. Я всегда призывал родителей: «когда вас заставляют, требуют, категорически не делайте этого!». На все обращения, которые я получил от родителей, сразу была мгновенная реакция. Я лично и управления образования занимаем сторону родителей.
Учителя сами не заинтересованы в том, чтобы собирать деньги. Я считаю что это для них тоже есть и унизительно и неприятно. Если бы у нас на самом деле, так как декларируется, образование финансировалась бы, то мы на сегодняшний день не были бы зависимы от родителей.
— Решилась проблема с питанием в дошкольных учебных заведениях, которая произошла несколько месяцев назад, когда в детсадах не было хлеба имяса. Почему так случилось?
— Основной проблемой с организацией питания и поставкой продуктов – есть несовершенство тендерного законодательства. Мы изучали эту ситуацию, для меня было важно, нет ли тут халатности или не профессионализма подчиненных, которые совершают тендерные закупки. Проверка проводилась совместно с Управлением экономики городского совета а также юридическим управлением. Но действия подчиненных и ответственных за это сотрудников были профессиональными. Единственной проблемой которую я вижу, и это факт – несовершенство тендерного законодательства. Речь идет о том когда предприниматель, который идет на тендер, сознательно занижает цены, а потом не поставляет продукты через то, что на рынке цены намного выше. Вот именно такая ситуация произошла с мясом.
Во время переговоров, которые мы проводили с представителем организации, которая выиграла тендер, он не скрывал того факта, что занизил цены чтобы стать победителем. А потом способом шантажа, зная, что будет большой негатив именно в обществе, требовал повышения цены. Хотя в условиях договора было прописано, что в течение 60 дней ни одна сторона не имеет права изменять цену которая была зафиксирована в договоре. Надеемся что данная ситуация разрешится до 1 сентября.
Что касается поставок хлеба, то здесь ситуация возникла совершенно неожиданно. Как только мы провели тендер с нашим Белоцерковским хлебокомбинатом, как через несколько дней они сообщили, что на требование их руководства меняется юридическое лицо «Белоцерковхлебопродукт» на «Киевхлеб». А с новым юридическим лицом у нас нет юридических отношений, которые должны быть определены исключительно тендерной процедуре. Вот именно это и привело к тому, что определенное время не было хлеба.
— Расскажите о летнего оздоровления Белоцерковских детей. Что предлагается в этом году? Какие пришкольные лагеря будут принимать детей и сколько их?
— В этом году на базе учреждений общего среднего образования с 4 по 21 июня будут работать 10 пришкольных и 4 летних языковых лагеря. Для учащихся 1-5 классов будут работать пришкольные лагеря на базе общеобразовательных школ № 3, 4, 5, 20, 22, БНВО «ООШ №15 – ДЮСОК». В первую очередь, до отдыха в этих лагерях привлечены дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, дети-инвалиды, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети, родители которых являются участниками АТО, дети, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, дети, которые были перемещены с временно оккупированной территории Украины.
Для лидеров ученического самоуправления будет работать лагерь «Успешный шаг» на базе Белоцерковской гимназии №2. Также на отдых в этот лагерь приглашены 22 ученика из Попаснянского района Луганской области. Для юных спортсменов будет работать спортивный лагерь на базе БЗШ №18, ДЮСШ №1 и ДЮСШ №2. Юные ученые, члены Малой академии наук будут отдыхать в летней интеллектуальной школе на базе БНВО «Лицей-МАН». В БНВО «Победа» будет работать военно-спортивный лагерь. Летние языковые лагеря по изучению английского языка будут работать на базе БСШ №9, БВНО «Первая белоцерковская гимназия» и Белоцерковского коллегиума. В частности на базе БСШ №1 с углубленным изучение славянских языков будет работать летний языковой лагерь по изучению Польского и Болгарского языков.
— Чего не хватает образовательным учреждениям города, в плане финансирования и материального обеспечения?
— Не хватает много чего, и об этом можно говорить очень долго. Для начала хотелось бы сказать о том, что сейчас у всех на устах. С 1 сентября учебные заведения должны заработать по программе «Новой украинской школы». Для этого надо, чтобы в каждом 1-м классе были созданы надлежащие условия, а именно: осовремененные мебель, обеспечена компьютерной техникой (ноутбуками), многофункциональными устройствами, принтерами, ксероксами, ламінаторами, раздаточными методическими материалами. Для того, чтобы обеспечить наши учебные заведения всем перечисленным, а у нас на 1 сентября планируется 77 классов, необходимо около 30 миллионов гривен. В настоящее время из государственных субвенций мы получили на эти «аж» 3 миллиона 200 тысяч гривен.
Также городской совет должен осуществить софинансирование в размере не менее чем на 30 %. Эти средства мы ждем когда будет проведена бюджетная сессия и состоится перераспределение местного бюджета. Понятно, что очень много остается проблем по энергосбережению.
Сейчас много говорят о металлопластиковые окна… Вроде родителями поставлены уже все стеклопакеты. Я имею абсолютно четкую статистику в разрезе каждого учебного заведения нашего города. Родителями действительно было поставлено в наших учебных заведениях довольно много окон. Но этот процент составляет 25% от общего количества. Другие – это окна, установленные средствами городского бюджета. Еще 30% окон на сегодня еще не поменяны. Много вопросов возникает относительно капитальных ремонтов крыш. На текущие расходы тоже денег не хватает. В 99,9% школ отсутствуют пожарные сигнализации, автоматическая система оповещения. Это – прежде всего, безопасность детей, и, опять же, немалые средства…
Общалась Надежда Савчук, «Моя Киевщина»