Депутат Киевского облсовета Валерий Ксензенко: Против одних депутатов заведены уголовные дела, на других давят через бизнес
|Валерий Ксензенко
«Моя Киевщина» поговорила с депутатом облсовета с «Опоблоку» Валерием Ксендзенко о войне между Киевской облгосадминистрацией и облсоветом и ситуацию с перерегистрацией аэропорта «Борисполь»
— Валерий Петрович, Вы как бывший регионал должны помнить, как во времена Януковича в облсовете наблюдался полный «одобрямс» и монополия власти. Сейчас времена изменились. Видя сегодняшний плюрализм в депутатском корпусе, нет ли у вас ностальгии к старым временам?
— Депутатом облсовета я стал впервые, поэтому мне достаточно сложно комментировать то, что происходило тогда. Но на то время я был депутатом Бориспольского городского совета, и могу сказать, что полного «одобрямса» там никогда не было. Кроме «Партии регионов» были фракции «Фронта змин», «Свободы» и тому подобное. Так, было большинство. Но зачем депутаты приходят в раду? Работать на город. А потому все объединились, чтобы нормально работать и реализовывать все программы.
— Но ведь тогда в советах не было дискуссий, стоит ли выполнять те или иные программы…
— Если уж решение было принято, то понятно, что вопрос уже заключался в контроле над его выполнением. Если говорить о Борисполь, то контроль осуществляла областная администрация. Другими словами, действительно была вертикаль власти…
— У всех бывших членов Партии Регионов мы традиционно спрашиваем: чей Крым?
— Я люблю Крым, и хуже всего для меня то, что Украина потеряла свои территории. В марте 2014 года, когда происходили эти процессы, я находился как раз в Крыму. И было грустно наблюдать, что никто не прилагал никаких усилий убедить жителей Крыма, чтобы не было никаких «референдумов». Помню, сидел в кафе и спросил у официанта: «Друзья, ну вы что, действительно хотите идти в Россию, или что вы хотите?», на что он ответил: «Нет, у нас паспорта Украины, и мы хотим быть украинцами». Конечно, все хотели быть в составе Украины. И я считаю, что это недоработка со стороны политиков, которые решали этот вопрос.
— А правда, что у вас был бизнес в Крыму?
— Да, был.
— А сейчас как?
— Нет.
— То есть все ушло в Россию?
— Да.
— Вернемся к Киевской области. Правда ли, что в облсовете Оппозиционный блок сегодня де-факто присутствует в большинстве?
— Де-факто – да. Мы всегда будем поддерживать конструктивную позицию, если это будет направлено на развитие Киевской области, на то, чтобы жизнь улучшалась. И это давало определенный результат. Правда, в систему власти в области заложен дуализм, что привело к конфронтации между облсоветом и облгосадминистрацией.
В областном совете есть администрация, которая является распорядителем денег, и которая должна подготовить все программы. А есть областной совет, который эти программы должны принять. У нас в облсовете сложилась большинство, которая готова была поддерживать и принимать все программы. Совершенно другая ситуация сложилась в областной администрации, где есть серьезные кадровые проблемы. Постоянные изменения глав администрации привели к параличу работы системы: каждый новый губернатор приходит, входит в курс дел, чем не нравится руководству государства и… идет. В результате, нивелировалась и наша работа как областных депутатов.
— Но ведь при предыдущих двух головах ОГА работа так сяк, но шла…
— Худо-бедно шла, но программы ни разу не были выполнены на 100%. На сегодняшний день вообще сложилась уникальная ситуация, когда выполнение программ находится на уровне около 37%.
— Прокомментируйте пожалуйста в чем причина конфликта между ветвями власти, в чем природа конфликта? Ведь кроме дуализма могут быть и другие причины: личные обиды, неумение договариваться или идти на компромисс.
— Да, все это переплетено между собой. Когда половина полномочий у областного совета, а половина в администрации – здесь заложен конфликт. Начинается борьба за то, кто же главнее. А если кто – то главнее, то должна быть установлена абсолютная управляемость процессом.
Но понимаете, жизнь меняется. Был период, когда руководила «Партия Регионов», но сейчас мир изменился. Вы видите: люди хотят выбирать и прокуроров, и губернаторов, и судей. Умение власти заключается в том, чтобы каждый гражданин был услышан,
У нас, к сожалению, власть не хочет слышать граждан. Она сама навязывает свое видение.
— Вы говорите о власти, но большинство в облсовете – это тоже власть?
— Да, власть, но с урезанными правами. Есть ли у нас хотя бы одно управление, которым мы управляем? Нет. Управления образования, здравоохранения подчинены кому? Администрации. Облсовет может только проголосовать и принять программу. Она не управляет процессом. И вот кто должен услышать тогда людей? Вот я, например, услышал, но как мне донести это другой ветви власти, если она мне не подчиняется, а подчиняется президенту.
— Вы думаете что эти невыполнения по линии президента?
— Я думаю, что здесь причина – в нехватці кадров. Кроме того, на сегодняшний день сложилась такая ситуация, что люди, которые должны договориться о сотрудничестве, не умеют договариваться и никак не могут прийти к компромиссу.
— Кто же тогда должен быть «арбитром»? Прокурор, президент, председатель Верховной Рады? Кто должен взять на себя ответственность и посадить конфликтующие стороны за стол переговоров
— Я вообще против таких «арбитров». У всех есть свои обязанности, и поверьте им своих проблем хватает. Я думаю, что должно пройти некоторое время, когда политики в области сами научатся разговаривать и договариваться.
Есть и другой способ — это выборы новой облсовета. Я – за эволюцию и против каких-то революционных изменений, только за эволюционные.
— Это правда что на депутатов облсовета осуществляется давление?
— Так
— По какой линии? Это президентская вертикаль, или правоохранительные органы ?
— Правоохранительные органы.
— А в какой форме происходит давление на депутатов облсовета?
— Разные депутаты рассказывают по-разному. Против одних депутатов облсовета заведены уголовные дела против других происходит давление на их бизнес.
— Хотелось бы услышать Ваше мнение как экс-депутата Бориспольского горсовета о конфликте вокруг аэропорта. Сейчас там – серьезный скандал вокруг перерегистрации этого госпредприятия. Не могли бы Вы разъяснить, что и как там происходит?
— Вопрос перерегистрации аэропорта «Борисполь» звучит давно. Конфликт был заложен много лет назад под эгидой заботы о территории. Тогда на законодательном уровне было принято решение, что предприятие должно быть зарегистрировано и платить налоги там, где оно осуществляет свою деятельность. Для понимания, допустим, если я в Борисполе совершаю какую-то деятельность, то там же должен платить налоги. Отсюда и конфликт, потому что аэропорт частично находится на территории Борисполя. Но это — небольшая территория: часть взлетной полосы и некоторые прилегающие территории. А основная – как раз расположена в Горе. Этот конфликт поднимался неоднократно и продолжается уже 10 лет. Но раньше была вертикаль власти, которая не допускала эскалации этих конфликтов.
Каждый новый глава райадминистрации видел эту законодательную брешь, которая позволяла забрать налоги в район. Да и логично, если бы вас назначили главой района, вы бы не захотели увеличить свой бюджет? Конечно! А здесь его можно увеличить на 100-150 миллионов за счет аэропорта «Борисполь», который платил бы налоги в район. Я понимаю важность развития Горы, но для меня город Борисполь и аэропорт «Борисполь» — это исторически тождественные понятия. Да и много людей из города работают именно в аэропорту. Это — градообразующее предприятие и здесь нужно создавать условия, чтобы они не уходили из города, а, наоборот, остались. Но сейчас часть налогов из города ушла. Это позначитиметься на городском бюджете. К тому же аэропорт «Борисполь» был символом города. И поэтому я считаю, что переєстрація — это неправильно. Закон законом, но нужно вносить изменения, смотреть, как развивается территория. Ну не может аэропорт называться «Горой»
— Вы не думаете что это все игра вокруг будущего объединения? Что все эти деньги пойдут в будущие общины? Кто за этим стоит? Кто является вогодонабувачем ? Если проблема возникла, видимо здесь есть чей-то интерес?
— Конечно, так и есть. Но ранее губернатору всегда хватало понимания, что этого делать нельзя. Ведь Борисполь – это 60 тысяч населения, и нужно думать над тем, как должна развиваться эта территория.
— Отслеживаете ли Вы ситуацию в других регионах по области? Вот например город Украинка, ведь очень удивила отставка многолетнего мэра Павла Козырева, не знаете Вы, что на самом деле там произошло?
— Я не знаю, что там произошло точно, но для меня это было очень неожиданно. Считаю это большой потерей для города, ведь придерживаюсь позиции, что кадры нужно сохранять, особенно такие, которые умеют, знают как работать, и стремятся к этому.
— Как Вы относитесь к тому, что практически все мажоритарные депутаты Верховной Рады вмешиваются в работу органов самоуправления, облсовет? И с чем это может быть связано?
— Например, я сам приезжаю на сессии Бориспольского горсовета, когда поднимаются вопросы, которые влияют на дальнейшее развитие города. Считаю, что я обязан принимать в них участие, высказывать свою позицию и помочь выработать правильную стратегию.
Лично я считаю, что депутаты всех уровней, которые выбирались от конкретных округов, должны работать вместе. Сегодня все находятся в конкуренции и боятся, что кто-то заработает больший политический рейтинг. Для меня неважно из какой партии мэр, потому что я готов с ним работать на благо людей.
— Возвращаясь к областного совета, Вам и фракции чем похвастаться за два года работы?
— А здесь как всегда, хотелось бы большего достичь, и мы бы это сделали, если бы объединились над достижением общих целей. Депутаты «Оппозиционного Блока» возглавляют три комиссии – свободы слова; молодежи и спорта, а также новосозданная комиссия самоуправляющегося контроля, которую возглавил я.
Нами «реанимирован» газету «Киевская Правда», и она достаточно успешно освещает деятельность депутатского корпуса и председателя облсовета. Конечно, кому-то она может не нравиться, особенно учитывая достаточно сильную конкуренцию между партиями в облсовете.
Если говорить о комиссии по вопросам спорта, то можем в свой актив записать строительство футбольных полей с искусственным покрытием по всей области. В прошлом году их было построено 10. В текущем году мы планировали построить 20 полей, но, к сожалению, нам это не удалось. Из бюджета были выделены необходимые средства, но областная администрация не дала их профинансировать.
Если же говорить о комиссии по вопросам самоуправления, то несмотря на недавнее создание этой комиссии, определенные успехи уже наблюдаются. Мы начали ездить по области, реагировать на письма и жалобы граждан, которые раньше никто не брал во внимание. Например, если поступает жалоба на вредное предприятие, мы должны сделать так, чтобы оно или закрылось, или стало безопасным. Ранее эти вопросы контролировали государственные органы. Сейчас есть возможность выезда депутатской комиссии вместе с прокуратурой и полицией, куда также приглашаются представители местной власти.
Стоит напомнить, что экологический вопрос для Киевской области является очень болезненным, ведь ни одна свалка в области не соответствует санитарным нормам. А намыв песка и карьеры – огромный кусок работы, которым мы совместно занимаемся.
— Как вернуть Донбасс?
— Вопрос очень сложный. Много людей занимаются этим вопросом, или, возможно, делают видимость. Моя позиция однозначна: Донбасс должен оставаться украинским. Решение этого конфликта должно произойти только путем переговоров. Стороны конфликта должны мирным путем все урегулировать.
— Как Вы относитесь к АТО?
— Как к огромной боли. Ведь хотим мы или нет, не можем быть в стороне АТО. А мои избиратели там также воюют. Многих я знаю лично, и им надо помогать. Вот только грустно, что надо покупать теплые вещи. Почему не государство этим занимается? Мы на фронт покупали миноискатели, обмундирование, аптечки и многое другое. Но это все мелочи, ведь человеческие жертвы – вот самая большая боль для нас всех.
— Дайте краткие характеристики предыдущим губернаторам. Чем Вам запомнился Вам Анатолий Присяжнюк?
— Работоголик. Он очень рано начинал свой рабочий день. Когда я хотел с ним решить какой-то вопрос относительно Борисполя, он всегда назначал встречу на семь утра, позднее его трудно было застать. Но была и другая сторона медали: уровень его культуры «хромал», он был несдержан в характере и на словах. Занимая такую должность надо быть более чистоплотним.
— Шандра?
— Вообще его не было ни видно, ни слышно.
— Мельничук?
— Он мне показался большим ребенком.
— А нынешний губернатор Александр Горган?
— Есть впечатление, что от довольно образованный, но не хватает опыта работы.
— Как относитесь к людям, которые не являются должностными лицами, но пытаются влиять на процессы?
— Отрицательно.
— Есть фактор Игоря Кононенко, Ярослава Москаленко. Что с этим делать?
— Такая уж у нас «элита». А потому иного выхода, чем перевыборы, у нас нет. Раньше я тоже этого боялся и придерживался мнения, что лучше плохая, но стабильность. Когда я имел надежду, что Украина скоро станет сильной и процветающей, мне еще не было 30-и лет, сейчас мне – больше 50. Очевидно, мое убеждение было неверным. Так что единственный выход – перевыборы, пока мы не найдем ответственных людей, которые будут отвечать за свои слова и выполнять обещания.
— Вы будете принимать участие в выборах в ОТГ и на каком уровне?
— Буду участвовать однозначно, но на каком уровне – время покажет.
Владимир Гайдамачук, «Моя Киевщина»