Национальный природный парк «Бугский Гард» завораживает
|
В случае поднятия уровня Александровского водохранилища на Николаевщине под водой окажутся ценные земли и памятники национального значения
Национальный природный парк «Бугский Гард», раскинувшийся в бассейне реки Южный Буг, за красоту и девственность называют украинской Швейцарией. Этот живописный глубокий каньон с крутыми скалистыми берегами и прекрасными видами на километры вокруг завораживает и вдохновляет.
А еще это историческое место, где в свое время был центр Буго-Гардовской паланки Войска Запорожского. 2009 года для сохранения, воспроизводства и рационального использования уникальных природных и историко-культурных комплексов здесь был создан национальный природный парк «Бугский Гард». Сейчас часть территории парка могут затопить из-за намерений атомщиков повысить уровень Александровского водохранилища до 20,7 метра. В результате острова, где стояли казаки, можем потерять навсегда. Под воду уйдет не мифический остров-государство Атлантида, описанный Платоном, а украинская история времен казачества.
Николаевские общественники призывают сохранить «Бугский Гард» от окончательного уничтожения. Фото предоставлено автором
Николаевские общественники призывают сохранить «Бугский Гард» от окончательного уничтожения. Фото предоставлено автором
Среди скал казацкой славы
Наименование парка происходит от понятия «гард» — специальной постройки для вылова рыбы, которую использовали в казацкие времена. По словам старшего научного сотрудника Николаевского краеведческого музея Натальи Гаркуши, территория Буго-Гардовской паланки имеет историческую, археологическую, культурную ценность. В 1730-1780-е здесь существовали поселения-зимовщики украинских казаков. Поселенцы занимались хозяйством, разводили скот, зимой сюда приезжали из лагеря молодые казаки, которые не планировали того года идти в военные походы, а осенью обозы с продовольствием отправлялись в лагеря в другие места.
— На этой территории люди жили веками, и именно из северных районов области начиналось освоение нашего края. Места дают столь богатейший материал, надо бороться за сохранение этого исторического объекта, чтобы раскрывать новые страницы истории. Там есть возможность продолжать исследования. Если не сделаем сейчас, этот объект для науки будет навсегда потерян.
В Институте археологии НАНУ была создана специальная экспедиция под руководством именитого ученого Николая Товкайло. Он писал в работе «Запорожский Гард: правда и вымыслы»: «На сегодняшний день в результате строительства гидросооружений Ташлыкской ГАЭС уже полностью разрушено паланкового балку, местоположение главного военного лагеря и казацкого кладбища. Заполнение Александровского водохранилища до отметки 16,9 м уже привело к частичному затоплению Клепанные (Гардового) острова и нижней части Гардового порога (брояки). Уровень водохранилища уже поднимали на необходимость Южно-Украинской АЭС. Затоплены невероятные исторические ландшафты. Теперь требуют поднять до 20,7 метра ». Что дальше?
Хорошие намерения и немного лукавства
Атомщики имеют вроде благородную цель. Об этом рассказал Олег Кориков, заместитель начальника управления капитального строительства обособленного подразделения «Южно-Украинская АЭС» НАЭК «Энергоатом».
— Было заявление о намерениях по поводу поднятия уровня Александровского водохранилища в связи с завершением строительства Ташлыкской ГАЭС. Прошлый год показал, что с водного на реке Южный Буг не все в порядке. Засуха исчерпала воду, поэтому водопользователи недополучили ожидаемой ее количества. Населенные пункты, которые лежат ниже по течению, — Вознесенск, Александровка, Новая Одесса — оказались без ПИВДЕННОБУЖСКИЙ воды. Люди жалуются, выставляют претензии, чтобы атомная станция дала воду из Александровского водохранилища. Мы ее дать не можем, если не поднимем его уровень на отметку 20,7 метра. Такая возможность есть, потому аккумулируем воду в полноводные времена и можем представить ее в засушливый период.
Атомщики обеспокоены санитарными попустительстве (этот специфический термин показывает санитарное состояние реки, попуски нужны в случае нарушения такого состояния для выравнивания баланса). Санитарные попуски открывают, когда река не справляется с установленными санитарно-эпидемиологическими нормами.
Вторую причину необходимости поднятия уровня Александровского водохранилища озвучивает сотрудник атомной станции. «Летом работаем со сниженной нагрузкой, только на два блока, — отмечает Олег Кориков. — Особенность термодинамического цикла любой электростанции заключается в том, что мы должны для выработки электроэнергии рассеять часть тепловой энергии. Она рассеивается на водоемах-охладителях. Для обеспечения работы трех энергоблоков летом необходимо построить систему доохлаждение, то есть брызгальные бассейны. Дополнительные семь миллионов кубометров воды нужны, чтобы могла работать эта система брызгальных бассейнов ».
Поднятие уровня Александровского водохранилища нужно исключительно атомщикам, чтобы в работе одновременно были три блока Южно-Украинской АЭС и два гидроагрегата Ташлыкской ГАЭС. Лишь одно мешает достижению этих целей: 26 гектаров земель под национальным парком «Бугский Гард».
Впрочем, не очень мешает. С парком можно и решить. Например, предложить изъять эти земли из категории ценных, взамен получить другие земли такой же площади.
В ручном режиме
По настоянию энергетиков на поднятии уровня водохранилища бьют тревогу экологи, историки, общественность. Так случилось, что Южный Буг — «ручная» река, которая подвергается управлению. Разумеется, в интересах экономических и энергетических. Как отмечает заместитель начальника Юго-Бугского бассейнового управления Анатолий Гриценко, на реке 16 крупных водохранилищ. Хмельницкая, Винницкая области, Южноукраинск, Первомайск, Вознесенск, Новая Одесса. По его словам, существует проблема зарегулированности.
«Мы каждое утро изучаем ситуацию по поводу полноводности реки, — делится Анатолий Витальевич. — Если где-то недополучено воду, слышим претензии водопользователей и подаем ее. Фактически регулируем реку в ручном режиме. Утвержден режима работы водохранилищ, а водопользователи должны соблюдать их ». Если мало воды для водопользователей, включаю вентиль, если много — перекрывают.
Чиновник утверждает, что уровень водохранилища следует повышать, чтобы давать санитарные попуски в засушливые периоды. «Если поднимут до отметки 20,7, сможем делать постоянно санитарные попуски в маловодные годы. Санитарный попустительство — это просчитанный специалистами объем воды, когда река может сама очищаться. Южный Буг сам очищаться уже не может. В прошлом году река не самоочищувалася течение 100 дней, показатели составляли менее 17 кубометров в секунду. Правда, в этом году такой проблемы нет ».
Странно. Веками Южный Буг ток как ему хочется. Полноводным был, для рыболовства пригодным, лодки ходили. В конце концов произошло вмешательство в естественный процесс. Настроили ГЭС и АЭС, а теперь пытаемся восстановить полноводность.
По словам заместителя начальника управления экологии Николаевской облгосадминистрации Ирины Трофимовой, вопрос повышения уровня водоема решают наверху. «На сегодня участок, планируют затопить, входит в границы национального парка« Бугский Гард », и остров, который может попасть под затопление, имеет историческое значение, — отметила чиновница. — Это особо ценные земли. Выводить их из состава парка непросто. Через Кабинет Министров, Верховную Раду, общественные слушания. Следует учесть, насколько важно поднятия воды и потеря ценных земель ».
Потребности атомщиков понятны. Неплохо бы, чтобы и потребности населения стали более понятными. Информация из официальных источников. «Пик строительства атомных станций как в Украине, так и в мире пришелся на 1970-1980-е, поэтому в 2015-м средний возраст мирового реакторного парка приблизился до 30 лет. Сейчас необходимы огромные капиталовложения на их модернизацию. Например, только один реактор во Франции требует от одного до четырех миллиардов евро. Поэтому все чаще реакторы в США и Европе закрывают из-за неспособности конкурировать с другими источниками энергии. Сейчас доля атомной энергии в общем производстве электричества в мире составляет лишь 11% ».
Итак, атомщики предлагают затопить «Бугский Гард», избавиться исторического памятника, уничтожить эндемической флоры-фауны. Почему же в свое время не просчитали потребности электростанции, не предусмотрели потери, не спрогнозировать последствий? Почему должны потерять бесценный уголок живой природы и нашей истории?