Щедрый вечер

Щедрый вечер

Накануне Старого Нового года (31 декабря по старому стилю, 13 января по новому) или святого Василия Великого (14 января), украинский народ определяет Маланку, или Щедрый вечер.

В старину считалось, что в новогоднюю ночь (по старому стилю) сходятся солнце и месяц, и это является началом всего нового, в частности — Нового года.
У наших предков Меланка (день святой Мелании отмечается 13 января) символизировала луну, а Василий (день которого празднуется 14 января) являлся символом солнца. Считалось, что в эту ночь Меланка вышла замуж за Василия.

При щедрой ужина накрывают богатый стол (щедрый вечер), где преобладают мясные блюда. Второй раз в течение зимних Святок готовят кутью. Выпекают и специальные хлебы — «Маланку» и «Василия».

Название праздника происходит от святой Мелании, день которой приходится на 13 января (31. 12. — По ст. Стилю). Исследователи украинской новогодней обрядности считают, что христианская святая Мелания заменила более древний образ богини Макоши (Мокошь). Богиня Мокошь вошла в пантеон важнейших языческих богов Киевской Руси, идолы которых Владимир установил на горе. Она была покровительницей женщин, помогала роженицам во время родов, способствовала в женских делах — особенно прядении. Считалась также богиней дождя, сестрой Солнца.

Обычно маланкування начинается с появлением первой звезды.
Маланка со свитой не обходит ни одной хаты. У каждой поет щедривку, поздравляет хозяев с Новым годом и желает им всяческих успехов.

Главными персонажами классической Маланки есть Дед и Баба, Молодой и Молодой, венчальные Отец и Матка, Медведь, Смерть, Черт (Черт), Коваль, Гуцул, Цыган и Цыганка, Турок, Пан и Пани, Жид и Солдат (москаль). Больше веселят народ Черти: бросают прохожих в снег, пугают детей, шутят с девушек. В древности командировки выполняло важные религиозно-магические функции, но со временем этот обычай превратился в веселое развлечение, маскарад.
Среди групп преобладали мальчишники общины ряженых, отдельно ходили и группы девушек. Для щедрувальникив, как и для колядников, не существовало половых ограничений, однако девичья Маланка основном щедровали под окнами, а группы ряженых парней просились в дом, да и персонажей в масках в мальчишник Маланке было значительно больше.

Маланка колядует до утра. Утром на Новый год (день, посвященный Василию Великому), маланкувальникы ходят посивати: зайдя в дом, сыплют зерном и приговаривают:
Сею, сею, посеваю,
С Новым годом всех поздравляю!

Хозяева всегда рады таким гостям, ибо считается, что если на Новый год первым в дом войдет парень, да еще и засеет, то в доме весь год будет царить благополучие, счастье и радость.

Считалось, что на Маланки, особенно в Новогоднюю ночь, растения понимают человеческий язык, а животные даже сами разговаривают по-человечески. Кстати, животные в эту ночь могли пожаловаться Богу на хозяев, если те плохо с ними обходятся. Поэтому в этот день скотину ухаживают очень тщательно, хорошо кормят, чистят, холят. Хозяева пугали деревья в этот день, что плохо рожали в последнее время.

А еще на Маланки хозяйки тщательно прихорашивает, пидбилюють печь, ведь в ночь накануне Нового года она танцует, отдается. Вот какие пояснения относительно чествования печи в новогоднюю ночь, записанные в разных регионах Украины, приводит профессор С. И. Килимник: «За то печь на Маланки должна быть чисто вымазана,» чтобы не проклинала, не вымазана «. Никто в эту ночь не спит на печи, не сидит, ничего на нее не кладут, потому что тяжело ей танцевать «…» Пусть отдохнет «… «Василий с Маланкой приходит танцевать на печи — чтобы им не мешать» … На печь кладут овес — «на каравай, так как у нас на свадьбе, и ей дается овса, как сия отдает». «Чтобы было чем коня кормить, потому что она едет в город, на поединок».